
Валентина Бикова

Latest posts by Валентина Бикова (see all)
- Что год грядущий нам готовит: прогноз от экспертов UIF - 28.12.2017
- Експерти Українського інституту майбутньго розкажуть про тренди та виклики прийдешнього року - 23.12.2017
- Дегустаційні тури в Карпатах як тренд 2018 року - 04.12.2017
- ОТГ Житомирщини: досвід, що надихає - 19.11.2017
- Почему технологические стартапы покидают Украину, и как это изменить? - 10.11.2017
Они уходят… Покидают арендованные комнатушки и подольские лофты, кое-как обустроенные студии и современные офисы с панорамным обзором Печерска. Они отрывают от мониторов покрасневшие от бессоницы глаза, задумчиво оглядываются вокруг и понимают: «Пора валить»… И даже анонсированное открытие UNIT.City, в который Хмельницкий вбухал 200 лямов «зелени», а распиарил лично Гройсман, вряд ли их остановит.
Так было с Viewdle, который первым из украинских IT-стартапов получил от Google немыслимые по тем временам деньги – то ли $30млн (оценка Forbes), то ли $45млн (данные Bloomberg). А через два года команда украинских программистов, разработавших этот сервис, переехала в американский офис Motorola Mobility.
Так было со стартапом Looksery, который американская Snapchat купила за рекордные для Украины $150млн, после чего команда разработчиков в полном составе покинула Одессу-маму и перебралась в США.
Такая же участь постигла стартап дополненной реальности Augmented Pixel из Одессы. В 2010 они подняли $1,5млн британских инвестиций, и Financial Times упоминала эту компанию в одном ряду с Tesla Motors, Bosh и Square. Вот только об украинских корнях стартапа уже никто не вспоминает, потому что команда Augmented Pixel давно переехала в Пало-Альто (Калифорния).
В 27 милях от Пало-Альто, в Сан-Франциско, обосновались сразу три экс-украинских IT-компании: Sixa (удаленный доступ к вычислительным мощностям суперкомпьютера, $3млн инвестиций), Petcube (гаджет и соцсеть для владельцев животных) и Grammarly (сервис проверки грамматики).
Европа тоже не упускает возможность переманить к себе команды перспективных стартапов из Украины. Например, сервис VRnet.io (конвертация 3D-модели в виртуальную реальность), который родился на одном из украинских хакатонов, превратился в почтенную таллиннскую компанию под крылом эстонского акселератора Startup Wise Guys.
И это только крупнейшие сделки, которые уже мифологизировались и приобрели статус Святого Грааля для украинских soft- и hardware гиков. На самом деле, таких примеров намного больше.
Всего за последние два года из Украины уехало почти 10 тысяч айтишников. Если учесть, что чаще всего уезжают не «гребцы на галерах», а именно «мозги» – авторы стартапов, способные генерировать и воплощать в жизнь инновационные идеи стоимостью десятки миллионов баксов, становится совсем грустно.
КТО ВИНОВАТ?
Причины массовой эмиграции IT-стартапов банальны. Прежде всего, это отсутствие в Украине инвесторов, которые готовы вкладывать десятки миллионов долларов в высокотехнологичные проекты. Несмотря на то, что в рейтинг Forbes за 2017 год вошли шесть украинцев, отечественные олигархи предпочитают инвестировать в более консервативные, а потому интуитивно понятные им отрасли: ТЭК, металлургию, АПК, машиностроение, недвижимость, ритейл.
Вторую ступеньку антирейтинга занимает украинское законодательство, которое на языке разработчиков софта можно описать термином – not user friendly.
Обыски, которые прошли в высокотехнологичных компаниях в 2015-2017 годах, стали еще одним доводом для того, чтобы основатели стартапов задумались о смене юрисдикции. Представители IT-комьюнити впадают в ступор, когда в их офис вваливаются толпа квадратных тел в балаклавах, которые конфискуют компьютеры, опечатывают документацию, блокируют расчетные счета и под шумок тырят дорогие гаджеты. Украинские СМИ сообщают о 16 обысках в IT-компаниях в 2015 году, а в 2016 – уже о 30, что вряд ли можно назвать «привлекательным бизнес-климатом».
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Что же делать, чтобы остановить бегство высокотехнологичных стартапов из Украины?
Ответить на этот вопрос проще, чем воплотить его в жизнь. Что делает разработчик, когда находит траблы в написанном коде? Фиксит баги, тестирует, снова фиксит новые траблы, и так до тех пор, пока программа не начинает работать, как было задумано.
Чтобы вернуть стартапы в украинское бизнес-пространство, нужно не так уж много. Реформировать налоговое законодательство, взяв за образец наиболее лояльное к IT-индустрии из мирового опыта. Например, в штате Делавэр компания может платить $300 в год, пока ее годовой оборот не превысит $1млн.
Ограничить произвол силовиков по отношению к бизнесу, принять законопроект №3719, запрещающий конфисковывать оборудование (в том числе сервера) во время обыска.
Решение этих проблем автоматически сделает IT-отрасль более привлекательной и менее венчурной для отечественных инвесторов.
И возможно, тогда UNIT.City, рассчитанный на 15 тысяч айтишников, не превратится в hi-tech-аналог пустующей Припяти, а станет украинской версией Кремниевой долины.
Валентина Быкова