Украина часто поражает. Поражает в самом негативном смысле этого слова. Поражает исключительным и зачастую нелепым соединением блеска и нищеты, роскоши и бедности, открытостью способов воровства денег национального бюджета – на фоне нежелания и неспособности оперативных органов государства (милиция, служба безопасности, прокуратура, суды, налоговые администрации) реагировать не очевидные правонарушения, несовместимые с должностями лиц, совершивших подобные деяния.
Последние год-два публичной политической жизни в Украине, ежедневно освещаемой прессой и телевидением, естественно, ознаменовались скандалами, связанными со злоупотреблением чиновниками Украины льготами и привилегиями, почему-то в транспортной сфере.
У постороннего человека может сложится впечатление, что чиновники в Украине, до входа во властные коридоры, никогда не пользовались другим транспортом, кроме велосипеда и телеги, а дорвавшись до власти, пытаются в одночасье избавить себя от своеобразного «комплекса пешехода».
Прямо нашествие какое-то: сначала выяснилось, что заместитель министра юстиции Украины вместе с судьей Высшего экономического суда Украины летали частным самолетом в Крым для решения столь засекреченных служебных вопросов, что об результате такого решения даже нельзя дать отчет, а источники оплаты транспорта правоохранительные органы пытаются выяснить до сих пор…
Спустя каких-то полгода экс-министра транспорта и связи из лагеря социалистов задержали и поместили в «кутузку» по обвинению в использовании государственного самолета в полете за рубеж в компании «Мисс Украина» (отрадно, что министр хотя бы согласился заплатить за пролет своей спутницы, надеемся, активно скрашивающей скучный полет).
Не успел утихнуть этот скандал, как выяснилось, что еще один министр, на сей раз внутренних дел да еще и председатель одной из ведущих украинских партий, также неоднократно грешил использованием служебного самолета в частных полетах.
Попутно пресса смаковала еще около десятка пикантных подробностей использования самолетов (а равно и другого элитного транспорта, недоступного для простых смертных) и другими высшими должностными лицами Украины.
Тяга к шикарному транспорту украинских чиновников шокирует. Достаточно свернуть с Крещатика на улицу Городецкого, как выясняется, что по улице пройти невозможно из-за Maibah-ов, Bentley, Maseratti, Lamborghini, Porshe не говоря уже о примелькавшихся и «полулоховских» (на фоне остальных авто) Corvet-ов и Mersedes-ов, входящих в пикантный диссонанс с роющимися в мусорных баках бомжами.
При чем у некоторых безудержная тяга к шикарному транспорту превосходит все границы приличия и хорошего вкуса.
Некоторое время назад я дважды затрагивал тему злоупотреблений высших руководящих чиновников в Государственном предприятии «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом», честно говоря, поначалу не ожидая, что мне окажется доступным столько материала для размышления и использования.
Если первый материал был чисто ознакомительный и описывал общую диспозицию сил в «Энергоатоме» и вокруг его , то во второй раз мне удалось, надеюсь, описать все ту же проблему воровства денег предприятия «мажорами» – отпрысками руководства «Энергоатома» – сыном президента предприятия Коврижкина с целью покупки дорогого металлолома – Lamborghini Gallardo, на котором можно неплохо «понтоваться» в Запорожье перед местными «пацанами». При чем «понты» на гоночной машине с практически отсутствующим клиренсом особо эффектно выглядят при отсутствии в Запорожье дорог, как таковых…
Как я обращал внимание читателей ранее, сам президент «Энергоатома» Юрий Леонидович Коврижкин от руководства предприятием практически отошел, отстранился (не желая принимать на себя ответственность за весьма прогнозируемые негативные последствия), с каковой целью либо же находится в больнице либо, в редких перерывах между «болезнями» – отбывая в командировки по зарубежным атомным станциям, семинарам, симпозиумам, совмещая нелегкие служебные обязанности с элитным (за деньги компании) туризмом.
Мало кому известно, что у Юрия Леонидовича есть жена, Коврижкина Ирина Анатольевна, работающая (точнее, занимающая должность) инженера второй категории отдела надежности и опыта эксплуатации Запорожской АЭС.
Однако, Ирину Анатольевну на работе никто и никогда не видел, ибо она там просто числится (по национальным украинским традициям жене столь высокого начальника, каким является Юрий Леонидович, просто не пристало работать, это будет ниже ее достоинства). Ирина Анатольевна занимает рядовую должность скромного служащего по принципу «лишь бы вреда не делала», получая зарплату за невыполненную работу.
Но дело не только в этом. Семью Коврижкиных также пленил описанные выше «транспортный вирус» (чем они хуже министров и депутатов). Если Юрий Леонидович «пропадает» в командировках с одной простой целью – лишь бы не быть на работе и ничего не подписывать, не беря ответственности, то Ирина Анатольевна сопровождает Юрия Леонидовича в поездках (скуки ради), либо же познает мир сама, опять же за счет «Энергоатома».
Периодически правоохранительные органы «делают набеги» на Запорожскую АЭС, в том числе, на предмет проверки обстоятельства, как выполняет Коврижкина И. А. служебные обязанности, ходит ли на работу, ездит ли в командировки, куда и зачем и какой от этого прок. Изымаются сотни документов, которые потом исчезают в неизвестном направлении, даже не возвращаясь на предприятие.
В 2008 году Ирина Анатольевна вообще зачастила в командировки по поводам и без таковых.
Например, приказом по Запорожской АЭС от 19.03.2008 № 782 Ирина Анатольевна командировалась аж в Китай для участия во второй Пекинской научно практической конференции «Развитие Украинско-Китайского сотрудничества в атомно-энергетической отрасли» и в десятой международной выставке оборудования для атомной промышленности.
К слову сказать, Ирина Анатольевна никаким образом по виду служебной деятельности не занимается и не может заниматься кругом вопросов, для которых ее откомандировали, ибо не может инженер АЭС заниматься развитием межгосударственного сотрудничества в атомной сфере и покупкой оборудования.
А вот техническое задание о командировке Ирины Анатольевны в Хельсинки: откомандируемому лицу – инженеру отдела надежности и опыта эксплуатации поставлена еще более, нежели простое развитие межгосударственного сотрудничества задача: участие в заседании Совета управляющих ВАО АЭС… Ирина Анатольевна у управлению станцией отношения не имеет, но поди же ты, будет принимать участие в заседании, авось что-то умное скажет!
Не хочу приводить никаких параллелей, возможно, они неуместны, но мне после прочтения этих приказов и направлений сразу вспоминается бренд-лозунг «Русского радио» последнего времени (голосом Николая Фоменко): «Только в американских фильмах двадцатилетняя блондинка с четвертым размером груди может быть экспертом в атомном оружии…».
В отличие от Голливуда в Украине может быть уместен следующий лозунг «Только в Украине уборщица без образования может быть специалистом в управлении атомными станциями (если она жена руководителя станции)»…
Уместно будет поговорить о стоимости таких поездок: в Хельсинки поездка Ирины Анатольевны для компании обошлась в 9822,30 гривен (две тысячи долларов), а в Китай – 23636,50 грн. (практически пять тысяч долларов).
Если в дальнее зарубежье за счет компании раз в месяц можно съездить в командировку за несколько тысяч долларов, зачем отпуск и вообще какая-нибудь работа? Так можно без конца путешествовать по заграницам, забираю возможность чему-то научится у специалистов, от действий которых может зависеть безопасность станции в критический момент…
Хорошая семейка подобралась: отец семейства – откатчик с 20% аппетитами «комиссионных» и врожденным нежеланием заниматься служебными делами, мать – сопутствующая супругу любительница путешествий за казенный счет и сынок – любитель «рассекать» по колдобинам Запорожья на Lamborghini Gallardo, при каждом ухабе выбивающей снопы искр от удара о камни и люки…
Пикантность момента состоит еще и в том, что президент «Энергоатома» Коврижкин Юрий Леонидович, вступив на должность, немедленно назначил своего отпрыска своим же советником (вопреки народной поговорке «яйца курицу не учат» (то есть, не могут учить). Цель простая – повышения социально-правового статуса сына, его некая легализация в «Энергоатоме» и возможность беспрепятственного доступа в «Энергоатом» (режимный объект)по выданному пропуску…
Идиллия да и только…
Периодически, замечу, органы правопорядка начинают вплотную заниматься этим «трио», но, как мне известно, «сбив» немного денег на бензин и канцтовары – отпускают «клиентов» дальше зарабатывать деньги до следующего повода пообщаться…
А аппетиты семьи Коврижкиных растут. Например, не так давно мне стало известно, что в 2006 году в «Энергоатоме» на одной из станций возникла необходимость купить десять приборов, называющихся «Электрогазовый выключатель с трансформатором тока и устройствами релейной защиты» (называем приборы полностью с целью ориентировать правоохранительные органы на проверку именно этой операции).
На то время десять приборов стоили 4,6 млн. грн., то есть, по 460 тысяч гривен каждое. Покупать их планировалось у единого продавца, а этот способ государственной закупки используется, если оборудование уникальное, и априори двух и более продавцов его быть не может. Замечу, что эти же приборы единый продавец можно приобрести у нескольких поставщиков.
Но в 2006 году был проведен тендер, который выиграл некий поставщик, однако, потому что этот поставщик оказался чужаком, «левым» (для руководящей шайки «Энергоатома»), результаты тендера так и не были воплощены в соответствующий контракт, по причине отсутствия финансирования, с перенесением необходимости покупки на следующие периоды.
Выключатели все же были поставлены на склад, но в количестве четырех штук, но за 2,4 млн. грн. (то есть, уже по 600 тысяч за штуку).
А в 2008 году еще раз была куплена партия этих же выключателей партией в размере 10 штук, но цена контракта составила 25 миллионов гривен ! Вернее, сначала их решено было купить за 24 миллиона гривен, но потом «Энергоатом» «передумал» и расщедрился на оплату еще одного миллиона (зачем мелочится, тем более, как раз этого миллиона кому-то не хватало).
Динамика цен поражает: 2006 год – 460 тысяч гривен за выключатель, 2008 год – 2,5 миллиона гривен все за тот же выключатель…
Забавно то, что и в 2006 и в 2008 году председателем тендерного комитета «Энергоатома», который занимался «покупкой» этих же самых выключателей был и является некто Румик, который не может не помнить цену выключателей в масштабах позапрошлого года (по которым выигран тендер), но который без зазрения совести и без боязни закона соглашается приобрести эту же продукцию в текущем году по завышенной более чем в пять раз цене…
Сразу хочу сказать, что в таком диком «скачке цен» виновата далеко не инфляция а украинское правительство, ставящее на должность руководителей «Энергоатома» проходимцев и зарвавшихся подлецов, позволяя воровать без зазрения совести…
Второй пример из той же области: в 2003 году на Запорожскую АЭС возникла необходимость приобрести кран (полное название «Кран мостовой электрический специальный КМ 180/2х70 43 для корпуса «Г»), который стоил 3.8 млн. грн., но из за отсутствия финансирования (какое уж тут финансирование на краны, если надо Lamborghini Gallardo покупать и в Китай ездить, это значительно «важнее») покупку крана отложили.
В 2007 году опять же захотели купить этот кран, но уже за 16,5 млн. грн., (цена, по инициативе покупателя (!) возросла почти на 13 млн. грн. и опять из-за отсутствия финансирования покупку отложили.
В 2008 году кран все же решили купить, и цену ему «Энергоатом» сложил около 36 млн. грн., при чем готов заплатить предоплату в сумме 5 млн. грн…
Масштаб цен оцените: 2003 год – 3,8 млн. грн., 2007 год – 16,5 млн. грн., 2008 год – 36 млн. грн…
Но здесь с покупкой крана возникли непредвиденные препятствия: действующий директор Запорожской АЭС Тищенко, зная реальную цену крана, отказался подписывать контракт на его покупку «за новыми ценами», а потребность (не столь купить кран, как потратить деньги) у руководства «Энергоатома» все же осталась.
Потому, Коврижкиным дана стратегическая задача новому претенденту на должность руководителя Запорожской АЭС Данильченко (о котором я писал в прошлый раз, как о лице не могущем отличить атомный реактор от самогонного аппарата) в следующем русле «Заключишь договор на покупку крана, «прогонишь деньги» – будешь полноценным директором, старого мы выгоним, тебя на его место…».
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, обеспокоенная состоянием дел в атомной энергетике и за Запорожской АС в частности планирует, ближайшими днями планирует посетить Запорожскую АЭС, где ей собираются представить (а вернее сказать – подсунуть) нового директора станции, этого самого Данильченка.
Остается одна «небольшая» загвоздка, ставящая под угрозу всю авантюру с «подтасовыванием» нового директора станции: Данильченко до сих пор не прошел специальную аттестацию (экзамены) на право доступа к управлению ядерным объектом, даже вопреки давлению на аттестационный орган «высоких покровителей» и предложения миллионных взяток за выдачу «корочки» новоявленному гению атомной энергетики, претендующему «заворачивать» одной из крупнейших в мире АЭС…
Запорожская АЭС с энтузиазмом наблюдает за проистечением событий со сменой директора, отвлекаясь лишь на очередное отправление и оформление Ирины Анатольевны Коврижкиной в командировку с каким-нибудь экзотическим названием вроде «Влияние урожая кокосов на работу управляющих директоров атомных станций в районе Полинезии…»
Развеселая ситуация получается…
Стремление к комфорту – одно из присущих человеку качеств, во многом двигатель прогресса, если хотите. Стремясь достигнуть комфорта, человек работает, думает, совершенствует окружающую природу, приспосабливает ее под себя. Но комфорт, перерастающий в роскошь и воплощающийся в безумно дорогих иномарках и особняках, безусловно, не должен достигаться путем воровства и разбазаривания народного достояния, назначения на высокие руководящие должности проходимцев, невеж и казнокрадов, перераспределения финансирования от затрат на повышение безопасности станций и эксплуатационных характеристик на покупку металлолома.
Речь ведь идет об объекте повышенной значимости и сложности эксплуатации – атомной станции, где основанный на краденых деньгах пир нескольких обнаглевших чиновников от энергетики может превратится в пир во время чумы национального масштаба…
Антон Пильгун,
начальник аналитического департамента
информационно-аналитического агентства «SSG&L»