Буллинг среди детей и взрослых
| |

Буллинг среди детей и взрослых: психология

Поділитися:
The following two tabs change content below.

Олена Свіченська

Психолог (м. Дніпро)

Буллинг, как и любая форма насилия, включая изнасилование – это крайне патологические проявления человеческого общества, требующие пристального внимания и безотлагательного принятия мер по его предотвращению.

 

Если говорить в целом о феномене буллинга, то необходимо отметить, что агрессор всегда превосходит жертву по силе, власти, влиянию и другим личностным характеристикам. Если же не превосходит, то несколько агрессоров объединяются в группу.

 

В результате у жертвы практически нет шансов постоять за себя и выйти из борьбы победителем. Жертва неизбежно окажется пострадавшей и понесет ущерб.

 

Сама по себе агрессия как форма поведения, а также злость как эмоция заложены в нас природой ради выживания.

 

Для проявления адекватной эмоции агрессии необходима ясная и очевидная причина: это может быть любой фактор, угрожающий человеку, иными словами – угроза его целостности: физической или моральной.

 

В проявлениях жестокости при травле такой угрозы нет. Более того, жертва изначально слабее, и не может представлять какой-либо опасности для агрессоров.

 

Поэтому агрессия в ситуациях буллинга – это патология.

 

Буллеры получают чувство удовлетворения от причинения вреда другим  и ощущения  беспомощности жертвы.

 

Здоровому, зрелому человеку никогда не придет в голову унижать кого-то или причинять вред тому, кто слабее. Дело в том, что у адекватного человека, наоборот, включается программа покровительства, когда он стремится протянуть руку помощи тому, кто нуждается или попал в беду. То есть, у здорового человека при виде того, кто страдает, включается эмпатия: он начинает мысленно оценивать, что он может дать тому, кому больно и плохо, как он может поддержать, чем помочь. В этом и заключается обычная человечность.

 

Феномен травли

 

Для начала следует отдельно остановиться на вопросах травли как некоего феномена.

 

Причина травли  не в неполноценности жертвы, а в анормальности группы или агрессора.

 

Известно, что жертва преследований в одной группе в то же время может оказываться вполне признанной и принятой в других группах.

 

Возникновение травли возможно только в определенных типах коллективов людей (как детей, так и взрослых). Это происходит в случаях, когда отношения в устоявшейся группе внешне выглядят благополучно, но в коллективе уже начинает накапливаться внутреннее напряжение.

 

Например, это неминуемо происходит, когда между членами группы не установлены искренние, открытые, дружественные отношения. То есть, в  отношениях между людьми может поддерживаться формальная вежливость и «правильность», но при этом у некоторых из них нет навыка выхода из возникающих спорных или конфликтных ситуаций. Это проявляется в их неспособности проявлять уважение и учитывать интересы других.

 

Что означает отсутствие уважения? У того, кто не уважает других, нет чувства принятия к каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей, а человеческое достоинство для него не является ценностью. В коллективах, где уже намечаются подобные проблемы, это выражается в том, что люди не могут свободно выражать себя. При этом внешне все стараются демонстрировать такое поведение, которое соответствует определенному «стандарту», то есть появляется «натянутость», и люди начинают вести себя скованно из-за опасений спровоцировать новый конфликт. Что касается «стандарта», которого они при этом пытаются придерживаться, то зачастую это может проявляться в том, что настроения внутри группы искусственно «подогреваются» негласным лозунгом превосходства. К примеру, «Мы лучше других!» (либо достойнее, гуманнее, умнее, правильнее и т.д.).

 

Со временем у людей, принадлежащих к такой группе, накапливается всеобщее коллективное напряжение. Каждый человек в коллективе чувствует это напряжение, но не осознает его причины, поскольку существует внешняя «картинка» благополучия и, казалось бы, придраться не к чему.

 

Но поскольку любое накопленное напряжение трудно долго выдерживать, оно требует разрядки и сброса. Когда люди не осознают того, что на самом деле с ними происходит, они выплескивают раздражение и гнев на любой объект, который случайно попадает в их поле зрения. В таких случаях в  коллективах появляется «козел отпущения».

 

Этот объект обязательно должен быть более слабым и неспособным себя отстоять.

 

После первых агрессивных выпадов в адрес жертвы со стороны одних членов группы к нападениям присоединяются другие члены коллектива. При этом все агрессоры (независимо от того, осознают ли они смысл и последствия своих действий либо нет) получают удовлетворение от того, что  сбрасывают раздражение и злость, накопленные совсем по другой причине. И, вдобавок, нападая группой на одну жертву, они тем самым еще и подтверждают свою ложную «сплоченность».

 

В погоне за иллюзией собственной «хорошести»

 

Буллинг имеет различные мотивы и проявления в зависимости от возраста агрессоров и жертв. В коллективах взрослых людей, в отличие от детских групп, кроме всего вышеописанного используется интеллектуальная способность находить логичные объяснения своего недостойного поведения.

 

Кроме того, за счет намеренно и преувеличенно очерненной жертвы, поддерживается иллюзия «хорошести» самого агрессора, нападающего на нее, либо коллектива, в котором развязана настоящая групповая травля.

 

Среди взрослых часто жертвой травли становится нестандартный человек, который либо выглядит, либо действует, либо мыслит не так, как остальные члены группы. И обычно такой нестандартный человек изначально более чувствителен, и потому оказывается более уязвимым, причиной чему служит его же ощущение собственной непохожести на других.

 

Что касается детей и подростков, то, например, жертвой обычно становится кто-то или низенький, или толстенький, или отличник. А вот среди взрослых объектом травли может стать тот, чьи убеждения и взгляды выбиваются из привычных шаблонов, либо тот, чьи поступки и действия отличаются от поступков и действий членов группы. Здесь речь идет не о каких-то формах девиантного поведения, которые граничат с нарушениями закона и норм морали, а о поступках и убеждениях, которые не вредят кому-либо.

 

В детских коллективах такое явление, как травля или буллинг – это результат серьезных ошибок в воспитании и безразличия к проблеме со стороны взрослых, которые и несут ответственность за их последствия. Прежде всего, за детей и подростков отвечают их родители и другие члены семьи, а также воспитатели и педагогические работники в тех учебных заведениях, где занимается ребенок.

 

И здесь именно от педагога – от учителя в школе, от преподавателя в какой-либо факультативной группе, наконец, от тренера, если речь идет о спортивной секции, зависит ощущение безопасности каждого ребенка в отдельности. Ведь только взрослый – только учитель может прекратить насилие в группе детей или, наоборот, попустительствовать ему, делая вид, что не замечает ничего.

 

В свою очередь, среди учителей встречаются разные люди – у каждого свое воспитание, жизненный опыт, характер и привычки. Ни для кого не секрет, что некоторые взрослые сами неспособны строить теплые открытые отношения со своими близкими. Тогда, тем более, такие учителя просто не смогут установить доверительные отношения с коллективом детей и стать для них настоящим наставником, чье слово имеет влияние. Это же в равной мере касается и родителей, да и в целом отношений в семье, где воспитывается ребенок.

 

Как следствие, дети перенимают социальный стиль взрослых как норму поведения. Поэтому в случаях, когда сменяется руководитель группы детей, травля прекращается сама собой.

 

Кибербуллинг – травля в Интернете

 

В современном мире место общения людей в значительной мере переместилось в виртуальное пространство и, соответственно, туда перенеслись и многие человеческие проявления, некоторые – в гипертрофированных формах, искаженные до неузнаваемости.

 

Однако внутренние причины буллинга остались прежними. Изменилась только площадка, где все это проявляется.

 

В сегодняшней реальности часть общения и жизни большинства людей переместилась в Интернет-пространство и, соответственно, там проявляются и отрицательные стороны взаимоотношений людей.

 

Кибербуллинг, в сравнении с обычным, отличается тем, что он еще более «развязывает руки» агрессорам, поскольку Интернет дает возможность «прятаться» за экраном, используя фейковые профили и страницы. Очевидно, что стоять лицом к лицу и нападать – намного сложнее и требует больше смелости, чем скрываться за страницами в соцсетях, а во многих случаях – за фальшивыми страницами.

 

Интернет-пространство дает больше возможности безнаказанно проявлять свою жестокость, власть и силу. В нем существует гораздо меньшая, чем в реальной жизни, вероятность получить отпор.

 

При коммуникации в соцсетях отсутствуют временные и пространственные ограничения. В то же время, отсутствует личный и открытый контакт лицом к лицу агрессора с жертвой, а это дает куда больше мнимой свободы действий и облегчает негативные выпады, включая высмеивание, грубое обсуждение, оскорбления и угрозы в адрес оппонента.

 

Буллинг и его участники

 

Наверняка практически все читатели уже имеют достаточно полное представление о том, что такое буллинг как социальное явление, поэтому нет особой необходимости пояснять, кто такой агрессор и кто является объектом травли (жертвой). Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что в буллинге участвуют не две (агрессор – жертва), а три стороны. Всегда, во всех случаях – как среди детей, так и среди взрослых.

 

Итак, три стороны буллинга:

 

  1. Агрессор (либо группа агрессоров) – активная нападающая сторона, которая включает несколько человек;
  2. Жертва;
  3. Наблюдатели.

 

Без наблюдателей не обходится ни один инцидент, связанный с травлей кого-либо. И роль наблюдателей не стоит недооценивать.

 

Наблюдатели участвуют в буллинге пассивно. Они не проявляют агрессию к жертве, но и не стремятся встать на защиту того, кто подвергается преследованиям. Мотивы наблюдателей объясняются тем, что у них преобладает чувство страха: они боятся, что сами могут оказаться на месте жертвы и лишиться собственного статуса в коллективе.

 

Этот страх и перекрывает сочувствие к жертве, поэтому наблюдатели молча (пассивно) принимают сторону агрессоров. Они могут не принимать непосредственного участия в травле, но их позиция (то, что они поддерживают и поощряют поведение и действия агрессора) проявляется в том, что они бойкотируют жертву: всячески игнорируют, не помогают, не поддерживают, прекращают прежнюю дружбу, отворачиваются от человека, если он по старой памяти обратится к ним с чем-либо.

 

Что интересно, при этом они, наблюдатели, все же испытывают некоторое чувство вины и предательства. Для того, чтобы совладать с этим чувством, они используют характерный прием самообмана – оправдывают себя тем, что лично они ничего конкретно плохого жертве не причинили.

 

Что касается агрессоров (буллеров), то нередко именно в детских коллективах формы издевательств принимают еще более жестокие формы, чем у взрослых.

 

Остается только удивляться тому, откуда у детей берется столько ненависти и жестокости, ведь люди рождаются без ненависти! Ответ на вопрос о причинах детской жестокости заключается в том, что эти дети чаще всего сами являются жертвами в своих родительских семьях. Их личность формируется в такой среде, где часты скандалы, где методом воспитания и убеждения является насилие либо где в отношениях между членами семьи существует эмоциональная холодность и, наконец, где к этим детям применяются слишком строгие наказания за малейшую провинность (либо вообще без вины).

 

Поведение родителей и обстановка в семье являются центральными факторами развития насильственного поведения у детей.

 

В большинстве случаев оказывается, что родители ребенка-агрессора (буллера) – это патологические личности, и потому для их детей становится привычным отсутствие эмпатии и безжалостное отношение к слабому и уязвимому. Вместо поддержки, заботы и внимательного отношения к членам семьи такие дети наблюдали лишь то, как сильный и властный родитель срывает свое напряжение на беззащитного и зависимого от него ребенка…

 

Если это взрослые буллеры, независимо от того, в каком пространстве они обитают – в реальном или виртуальном, то это уже сформировавшиеся психопатические личности.

 

Это абьюзеры, манипуляторы, тираны: они, как правило, получают удовольствие от причинения боли кому-то. Таких людей толкает на агрессию либо унижение других вполне банальная причина – потребность во власти. Они наслаждаются этим ощущением превосходства, когда самоутверждаются за счет других.

 

Абьюзера и тирана довольно трудно сходу распознать в обычной жизни. В социуме они могут выглядеть совсем обычными людьми, даже могут казаться довольно милыми. Секрет их «мимикрии» заключается в том, что они умеют очень четко оценивать ситуации – притворяться, когда нужно, и даже проявлять незаурядный актерский талант, если это выгодно им. А вот свою настоящую натуру они прячут, а проявляют только там, где уверены в своей безнаказанности.

 

В личных отношениях такие люди неспособны на душевную близость, они не могут построить здоровые, спокойные отношения, и поэтому на самом деле в душе своей они глубоко несчастны.

 

Жертва издевательств, травли или насмешек, как правило, оказывается практически ни при чем. В качестве повода для оскорблений и унижений притягивается обыденный, незначительный факт, он искажается и преувеличивается до неузнаваемости. Вдобавок, к этому приплетается множество откровенных выдумок и другая клеветническая информация.

 

Также используется намеренное провоцирование жертвы. А затем абсолютно любое ответное поведение объекта преследования искаженно интерпретируется и пускается в ход против него самого.

 

Опыт бессилия перед властью толпы: о последствиях буллинга

 

Если взрослый человек, опираясь на свои силы и жизненный опыт, может научиться противостоять буллингу, обратиться за защитой в правоохранительные органы либо за квалифицированной помощью к психологу, то детям намного сложнее пережить издевательства и справиться без участия взрослых.

 

Часто бывает и так, что ребенок, подвергшийся травле, молчит и не просит поддержки у родителей.

 

Это может происходить  по одной причине – он не уверен, что получит поддержку. Этот фактор всегда отражает неблагополучные отношения между родителями и ребенком, отсутствие между ними теплоты и доверия. Вследствие этого ребенок не уверен, что взрослые примут его сторону  и встанут на его защиту, а не начнут критиковать и обвинять его, причиняя дополнительную боль.

 

Тяжелые последствия буллинга неизбежны у всех участников, о которых уже говорилось выше. И это не зависит от той возрастной категории, к которой они принадлежат.

 

 У всех формируется  опыт бессилия перед властью толпы.

 

А у детей и подростков закрепляется искаженное мироощущение, когда они воспринимают окружающую действительность как враждебную, переживая страх и беспомощность. Чем младше жертва, тем больше опасностей видит она для себя в этом мире, и тем беспомощнее ощущает самого себя, убеждаясь в своей неспособности повлиять на происходящее и противостоять угрозам.

 

От буллинга страдают все – и агрессор, и наблюдатели, и жертва. Но самые тяжелые последствия травли проявляются у жертвы, о чем свидетельствуют результаты исследований в области психологии и психиатрии.

 

Моральные  страдания, боль, одиночество, чувство безысходности, которые испытывает жертва преследования – еще не самые тяжелые последствия.

 

Как правило, буллинг ребенка влечет за собой  поведенческие нарушения, которые порождают массу комплексов, начиная от комплекса неполноценности (стойких отрицательных убеждений о самом себе) и заканчивая социальными и коммуникативными сложностями.

 

Дети, оказавшиеся жертвами травли, испытывают проблемы со здоровьем и успеваемостью в три раза чаще по сравнению со сверстниками. Кроме того, у них могут проявляться симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатия, головные боли и энурез.

 

Кроме перечисленных, буллинг может привести к таким последствиям, как развитие посттравматического расстройства, социофобии, комплекса жертвы, психических отклонений, а также психосоматических заболеваний.  Каждое из этих последствий фактически означает сломанную жизнь. А в худшем случае травля может выступить причиной самоубийства (подробно об этом мы уже рассказывали на страницах нашего издания: Смертельний булінг. Аманда Тодд: її боротьба і трагедія).

 

Как защитить своего ребенка от травли

 

Все мы понимаем то, как трудно, а иногда – и вовсе невозможно проследить за всеми аспектами жизни ребенка, особенно подростка, который уже стремится к самостоятельности.

 

  1. Ваша главная родительская ответственность состоит в том, чтобы выстраивать теплые, открытые и доверительные отношения с ребенком – тогда вы узнаете о его проблемах сразу, как только они возникнут.

 

Это действительно непростая задача. Пожалуй, даже самая сложная из всех задач родителя. Поэтому не пренебрегайте возможностью получить консультации у специалистов. Параллельно продолжайте работать над собой и повышать свой уровень знаний.

 

Помните главное: роль родителя не только в том, чтобы воспитывать. Роль родителя состоит в том, чтобы обеспечить обстановку защищенности, принятия, доверительности.

 

Если ваш ребенок будет чувствовать, что в любой ситуации ему гарантировано ваше понимание, поддержка и защита, то это, во-первых, будет являться максимальной защитой для него, поскольку даст ему возможность быть открытым, советоваться и делиться с вами своими  проблемами.

 

А во-вторых, это даст вашему ребенку уверенность и силу, которая убережет его от попадания в роль жертвы буллинга.

 

  1. Если ваш ребенок уже оказался в подобной ситуации, то немедленно вмешайтесь! Постарайтесь оградить его от дополнительных ударов и используйте все возможные способы остановить травлю.

 

Информируйте о происходящем всех взрослых, которые общаются с вашим ребенком (учителей в школе, на дополнительных занятиях, тренеров и т.д.). Тогда ребенок получит больше поддержки и обретет союзников, а они будут осведомлены о происходящем, и потому проявят большее внимание в обращении с ним в этот сложный период.

 

Обратитесь к классному руководителю, школьному психологу, директору школы. Они смогут повлиять на ситуацию, поскольку преследователи, скорее всего, принадлежат к  кругу общения вашего ребенка и учатся с ним в одной школе.

 

Вступите сами в жесткий, но вежливый диалог с буллерами. Если травля происходит с использованием Интернета и соцсетей, то копируйте и сохраняйте всю переписку, которая может быть использована как доказательство для привлечения к ответственности виновных. Такой оборонительный шаг с вашей стороны может остановить их, поскольку они – дети, и не ожидают отпора от вашего ребенка как от слабого противника. А с взрослым и более сильным они тягаться побоятся.

 

Обратитесь с заявлением в правоохранительные органы, киберполицию (о привлечении к ответственности за травлю и преследования мы отдельно рассказывали в одной из предыдущих публикаций: Шкільний булінг. Як захистити дитину).

 

А своему ребенку оказывайте только поддержку. В общении с ним исключите любые критикующие фразы вроде «ты сам виноват»; «ты повел себя неправильно»; «тебе надо было сделать то и не делать это»; «дыма без огня не бывает» и тому подобные слова – они просто недопустимы.

 

В любых ситуациях, когда вам или вашим детям причиняют боль, вы имеете полное право защищаться любыми средствами и пользоваться любой помощью. Когда агрессор чувствует, что ему могут дать отпор, его пыл очень быстро угасает.

Схожі записи