Олександр Ретівов
Нашумевший и многострадальный закон о так называемой реинтеграции Донбасса (реальное название Закон України “Про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України над тимчасово окупованими територіями в Донецькій та Луганській областях” №7163) у всех на устах уже два дня. Многое уже было сказано по данному поводу, и наиболее подвергавшиеся критике моменты я обойду стороной, либо упомяну буквально вскользь, а вот акцентирую внимание на тех моментах, которые остались незамеченными и, на мой взгляд, совершенно незаслуженно.
.
Наиболее остро режет глаза то, что как всегда при нынешней власти, содержание не отвечает названию и ничего общего с реинтеграцией либо деоккупацией, закон не имеет. Не смотря на яркий букет терминов, изобилие новых органов с громогласным названием, перед вами капитуляция и отказ от дальнейшей борьбы за указанные территории, при чем с полным снятием с себя ответственности, за все на них происходящее.
.
Первое, на что следовало бы обратить внимание, это часть 6 статьи 6 указанного закона, которая принята в следующей редакции:
.
“Україна не несе відповідальності за незаконні дії та рішення Російської Федерації на тимчасово окупованих територіях у Донецькій та Луганській областях”. Прежде всего, это – чистой воды словоблудие. Преамбула и отдельные статьи обсуждаемого закона определяют, что отдельные районы Донецкой и Луганской области являются оккупированными управляемыми определенными службами и должностыми лицами РФ самопровозглашенными администрациями, которые действуют по указанию и в интересах РФ, а указанные территории являются неподконтрольными. Само по себе это утверждает, что все происходящее на указанных территориях – любое действие, событие и явление (кроме природных и сверхъестественных) являются результатом деятельности оккупационного режима, то есть РФ, а данную статью надлежало бы изложить не напуская дыма, в такой редакции:
.
“Украина не несет ответственности ни за что, происходящее там”, ведь именно это, в конечном счете, данная норма и означает.
.
Закон не содержит точного юридического определения оккупации и самое главное – ее начала. В резолюции закона сказано:
“враховуючи, що дата початку окупації частини території України, зокрема Автономної Республіки Крим та міста Севастополя визначається Законом України «Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України», однако как видите сами, тут речь идет исключительно об АР Крым и городе Севастополе, но начало оккупации отдельных районов Луганской и Донецкой области не определено.
Таким образом, де юре оккупация еще не началась.
.
Но самым чудовищным является даже не это. Часть 3 статьи 2 указанного Закона гласит:
.
“Діяльність збройних формувань Російської Федерації та окупаційної адміністрації Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях, що суперечить нормам міжнародного гуманітарного права, є незаконною, а будь-який виданий у зв’язку з такою діяльністю акт є недійсним і не створює жодних правових наслідків, крім документів, що підтверджують факт народження або смерті особи на тимчасово окупованих територіях у Донецькій та Луганській областях, які додаються до заяви про державну реєстрацію народження особи та заяви про державну реєстрацію смерті особи відповідно”. Таких образом, Украина признает свидетельства о рождении и о смерти, выданные “ЛНР” и “ДНР” и тем самым вскрывается ящик Пандоры.
.
Во-первых, если Украина признает свидетельства, выданные этими образованиями в форме установленной ими, с названием органа, его выдавшего и его печатью, то Украина по умолчанию признает и этот орган, что предполагает как минимум обмен данными с ним с целью проверки валидности такого свидетельства. Таким образом, перед вами частичная легализация “ЛНР” и “ДНР”, посредством признания их отдельных органов и документов, выданных ими.
.
Второе и, пожалуй, самое страшное, что теперь “ЛНР” и “ДНР” является клондайком для легализации купленного либо похищенного ребенка, что угрожает возникновением массового промысла на этой почве. Предположим, вы не можете зачать, и банально купили ребенка у гражданки с низкой правовой сознательностью, либо даже у торговцев людьми, или вы просто сумасшедший и решили похитить чужого ребенка. Все что вам нужно, это поехать в “ЛНР” или “ДНР”, либо и вовсе воспользоваться услугами посредника и получить свидетельство о рождении. Затем с этим свидетельством о рождении, выданным в “ЛНР”, вы идете в РАГС уже на территории Украины и получаете украинское свидетельство о рождении – все! Ваш (или не ваш) ребенок узаконен.
.
Или другой пример. Допустим, сепаратисты похитили (незаконно задержали) человека и не хотят включать его в списки по обмену пленными. Дипломаты разоряются в Минске, общественность давит, ЕС выражает занепокоєння, и им пришлось бы рано или поздно этого человека в списки вносить. Но так было до этого Закона. Теперь можно просто выдать свидетельство о смерти “ДНР”, и Украина обязана его признать… просто.
.
Могу нарисовать еще сотни таких вот примеров, но, думаю саму суть я и так уже передал. Данный Закон не только не реинтегрирует что-либо – он легализует “ЛНР” и “ДНР” путем признания их отдельных органов и выдаваемых ими документов, снимает с Украины ответственность за дальнейшую судьбу граждан, проживающих на оккупированных территориях, одновременно с тем лишая их возможности обратится за защитой своих нарушенных прав в международные суды, поскольку дата начала оккупации не определена, и в конце концов сводит на нет все те жертвы, которые были принесены этой войне, ведь саму войну Украина так и не признала.
.
Впрочем, читайте сами это позорище и убедитесь, что все изложенное – не передергивание или перекручивание, а чистейшая и беспристрастная правда: Закон України “Про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України над тимчасово окупованими територіями в Донецькій та Луганській областях”.