Денис Марків
11 марта 2020 года правительство приняло решение о назначении временно исполняющим обязанности Министра энергетики и защиты окружающей среды был назначен Шубин Виталий Николаевич, до этого исполнявший обязанности первого заместителя руководителя этого же министерства.
Это решение комедийно совпало по времени с объявлением карантина в связи с пандемией коронавируса и очевидно, что по своей «взвешенности» оно может объясняться временным болезненным помутнением рассудка правительственных чиновников, «протолкнувших» кандидатуру Шубина под шумок карантинных мероприятий, авось никто не обратит внимания.
Абсурдность этого решения (и возможности его дальнейшего закрепления путем предоставления Шубину кресла министра на постоянной основе) для любого человек, минимально ориентирующегося в современных раскладах очевидна и бесспорна, мы же пройдемся по анализу ситуации еще раз (как видится, это совершенно не будет лишним).
Итак, Шубин Виталий Николаевич (идентификационный код 3006508692) родился 25 апреля 1982 года и проживает в городе Киеве на улице Береговой, где владеет квартирой площадью 106 квадратных метров а также имеет в собственности несколько земельных участков в Киевской области, автомобиль, некоторую сумму денег (все стандартно для небедных чиновников его уровня в наших реалиях).
Согласно имущественной декларации женой Виталия Николаевича является Лапа Инна Павловна (код 3244112201), родившаяся 26.10.1988.
Инну Павловну и Виталия Николаевича связывает между собой то, что они оба в то или иное время были и являются (а «бывших» в таких делах не бывает) топ-менеджерами всем нам хорошо известной корпорации ДТЭК – монополиста на рынке электроэнергии Украины.
Так, Виталий Николаевич, согласно официальной биографии, с 2011 по 2014 год работал на различных ключевых должностях в структурах ДТЭКа, а Инна Павловна до сих пор работает в этой же компании и, более того, занимает пост руководителя тендерного отдела, относясь к элите компании.
Понятно, почему Шубин имеет возможность открыто заявлять, что пошел в министры не за зарплатой (точнее, не за одной зарплатой) – при таком семейном подряде и взаимосвязях с ДТЭКом (и своих бывших (бывших связей, напомним, не бывает) и теперешних жениных за финансовое благополучие не следует беспокоится и переживать.
Да и уж сам ДТЭК, чего греха таить, будем откровенны, не обидит ни деньгами, ни способами своего внимания своего «дублирующего» топ-менеджера – вообще хорошо иметь своего, прикормленного и контролируемого министра. Тем более, в своей же отрасли. Причем никто не сомневается, что такое внимание будет взаимным и весьма плодотворным. Правда, не в пользу всех остальных субъектов энергетики и энергетической отрасли.
Сращивание капитала и чиновников на подобном уровне – это во всем мире вообще именуется коррупцией, если кто до сих пор не в курсе.
Интересны и познавательны пути, как и откуда Виталий Николаевич вообще попал в ДТЭК. С 2003 года до 2011 года он работал в государственном предприятии «Энергорынок» (оптовый поставщик электрической энергии в структуре «старого», дореформенного энергорынка) на юридических должностях (это важно и позже все поймут, почему).
«Энергорынок» – предприятие «центральное» в сфере распределения энергоресурсов и финансов, но весьма «бедное» по уровню вознаграждения своих работников – «голая» зарплата существенно ниже, чем остальная по отрасли, сплошная нервотрепка, если конечно не искать «подработки» на стороне, в том числе и «сливая дела» (юристы знают, как это делать).
Кстати, небольшой экскурс (забегая вперед)… Реестр «Судебная власть Украины» информирует, что при участии Шубина и в отношении его, как стороны сейчас в судах рассматриваются несколько весьма интересных и недвусмысленных «кейсов» (которые мы досконально проанализируем несколько позже, сейчас лишь можем заметить, что сейчас дела анализируют наши юристы на профессиональном уровне, и мы пока без их окончательного заключения воздержимся от анализа ситуации в пользу профессионального подхода).
Возвращаемся к нашему повествованию: не удивительно, что со временем Шубин заинтересовался переходом с «Энергорынка» в ДТЭК, реализовав его – старт просто шикарный для неразборчивого и беспринципного чиновника, хороший лифт для финансов и карьеры.
После работы в ДТЭКе (2014 год) Виталий Николаевич перешел в компанию «Энергетические ресурсы Украины», где также занимал руководящие должности, включая должность заместителя директора по вопросам регуляторной деятельности и развития энергетических проектов.
«Энергетические ресурсы Украины» создала одиозная личность, Андрей Фаворов, который и ушел туда из ДТЭКа вместе со своим подельником Виталием Шубиным (в ДТЭКе они нашли друг друга и потом решили продлевать свое тесное сотрудничество).
Шубин уже в ДТЭКе оказался правой рукой Фаворова и, по сути, создал много направлений, структурировав бизнес, создав каналы вывода денег и обеспечив юридическую защиту от поползновений конкурентов и правоохранительных органов.
Не зря фаворита власти – Фаворова начали именовать не иначе как «Новый Курченко» а прямо таки «взрывные» масштабы и влияние, обрести каковые ему помог Виталий Николаевич.
Сейчас Фаворов возглавляет одно из направлений работы «Нефтегаза Украины» и безусловно, воспользуется (иной термин и применить тяжело) услугами Шубина на должности министра, если его таки туда назначат.
Следует отметить и то, что после ухода из «Энергетических ресурсов Украины» Виталий Шубин длительное время в различных конфигурациях (постоянно, по совместительству, параллельно и т. д.) возглавлял предприятия возобновляемой энергетики, которые традиционно заняты «вымыванием» денег из энергетической отрасли экономики государства.
Людям, сколь-нибудь искушенным в вопросах энергетики, хорошо известна «фишка» деятельности возобновляемых предприятий возобновляемой энергетики – производят они мизерную часть электрической энергии, при этом производство весьма нестабильное. Оно зависит от прихотей природы, и в связи с этим невозможно спланировать и сбалансировать произведенные объемы электрической энергии в единой энергосистеме Украины.
А вот денег за свой товар «ветровики» и прочие «зеленые» хотят в приоритетном порядке, и на порядок больше по объемам, чем классические производители электрической энергии. То есть любая ветровая станция (а их Шубин возглавлял несколько) не столько производит электрическую энергию, как производит неконтролирумый «электрический ветер» в энергосети, заставляя диспетчеров энергосистемы изыскивать возможности, как справится с этими «ветряными производителями» да еще и заплатить им в десять раз дороже за счет других производителей.
Вот, собственно, что собой представляет новый потенциальный министр на своем прогнозируемом посту – человек, запятнавший себя «сотрудничеством» с одиозными проходимцами, не энергетик и не владеющий элементарными техническими и технологическими знаниями в энергетике – должность министра ведомства по нашему мнению может возглавлять исключительно «технарь», энергетик, понимающий сущность производства энергии, производственные моменты, но не юрист и не «менеджер проектов», способности которого «дерибанить бабло», «разводить договорняки», «порешать вопросы».
С учетом отсутствия профильного образования и прошлого Виталия Николаевича и его, мягко говоря, токсичных связей, которыми он привязан к своему далеко не светлому прошлому – потенциальный «министр» будет либо же откровенной марионеткой в руках еще больших проходимцев, нежели он сам, либо банальным «решалой», способным угробить отечественную энергетику и одну из составляющих национальной безопасности.
Евгения Крупенько,
Денис Маркив