Денис Марків
Pan Czarna Kaukaska: грустная правда о жизни грузинских эмигрантов в Польше.
Эту статью я пишу, находясь в Польше, и взяться за данную тему меня заставил один неприятный случай, свидетелем которого я стал. Есть здесь в Малопольском воеводстве интересное место – Бялка Татранска, привлекающее тысячи туристов на горнолыжные курорты и теплые источники.
Так вот, на днях наблюдал, как в местной корчме группа поляков с оскорблениями накинулась на вполне приличного человека грузинской внешности. Предметом конфликта была сущая мелочь – игра в биллиард, но поляки, не стесняясь в выражениях, прицепились к национальному происхождению гостя и выкрикивали в его адрес соответствующие ругательства.
Я разговорился с Дато (так зовут моего нового знакомого):
– А, – махнул он рукой, – просто не очень-то они нас жалуют, вот и злятся.
От него я и узнал о некоторых особенностях жизни грузин в Польше (Дато приехал из Тбилиси на работу и живет здесь более шести лет), а когда вчера и сегодня пообщался с другими грузинами, многие вопросы отпали сами собой.
Безусловно, маргиналы и просто хамы есть в любом обществе, независимо от того, к какой стране оно принадлежит – Грузии, Польше или же Украине. Поэтому в любой общности людей могут возникать конфликтные моменты, однако если они переходят в затяжные противостояния или вспыхивают на национальной почве, то это не может не вызывать тревогу.
Итак, существует ли в Польше какая-либо неприязнь или ущемление прав грузинов со стороны поляков и каковы могут быть причины такого отношения?
Если для начала обратиться к историческим сведениям, то, на первый взгляд, причин для каких бы то ни было противоречий или претензий здесь нет. Польша и Грузия, несмотря на достаточно большую удаленность стран друг от друга, издавна сохраняли и укрепляли партнерские отношения. Как все мы знаем, основной религией в Польше является католичество, и польские миссионеры на протяжении нескольких веков несли свое вероучение и в другие страны, в том числе в Грузию, где католичество стало распространяться с 15 века.
А в прошлом – 20 веке, на этапе становления Грузии как независимого государства, именно Польша оказала ей серьезную поддержку.
На современном этапе в официальных заявлениях от первых лиц Польши продвигаются тезисы о братстве и довольно часто звучат слова об укреплении дружбы между народами двух стран. При этом подчеркивается, что объединяет народы Польши и Грузии одинаковое стремление к независимости и чувство национальной гордости, несмотря на то, что эти народы все же разные.
В настоящее время на территории Польши проживает около 5,9 тысяч грузинов. Как правило, в большинстве своем это граждане, прибывшие в страну с целью трудоустройства. В силу данного обстоятельства, они же обеспечивают значительные поступления средств в государственный бюджет. В первую очередь, за счет уплаты налогов от деятельности представителей малого и среднего бизнеса, в том числе выходцев из Грузии, в последние годы Польше удалось добиться существенных улучшений на рынке труда и избежать затрат на дофинансирование фондов социального страхования, включая выплаты пенсий.
Вместе с тем, значительный наплыв иностранцев не всегда позитивно влияет на возможности отечественных специалистов получать рабочие места. В частности, поляки считают, что приезжие отнимают эти возможности у них и «перетягивают» на себя не только лучшие вакансии, но и целые сегменты рынка и даже определенную часть инфраструктуры. Как известно, среди таких приезжих немало и украинцев (порядка 441 тыс. граждан Украины, а это в десятки раз больше, чем выходцев из Грузии), но если к украинцам поляки сохраняют более-менее лояльное отношение в силу понятных причин – внешне отличить украинца от поляка практически невозможно, то на выходцев с Кавказа обращают внимание сразу, выделяя их из общей массы по характерным внешним признакам. Именно на таких – «непохожих», они и направляют свое недовольство. Потому и звучат упреки и оскорбления: «Pan Czarna Kaukaska» (черный кавказец), «Idź do Gruzji» (катись в Грузию), или вообще «Gruziński kurwa». Как не прискорбно, но именно такие слова я услышал сам, иначе не поверил бы.
Разделяют ли рядовые польские граждане позицию руководства своей страны, называющей грузинов их братьями? Ответ на этот вопрос могут дать только соответствующие социологические исследования среди коренного населения об их отношении к грузинам и выходцам с Кавказа в целом, а такие исследования пока не проводились. Почему? Не потому ли, что они откроют слишком неприглядную правду?
Кстати, если вспомнить о событиях, связанных с нападением России на Грузию в 2008 году и повлекших оккупацию Южной Осетии, то они тогда вызвали первую и весьма значительную по массовости волну мигрантов из Грузии в Польшу, куда грузины обратились за получением статуса беженца. Но тогда рассмотрение их заявок на предоставление такого статуса имело настолько затяжной характер, что в 2009-м году вызвало массовые акции протеста грузинов, обвинявших Польшу в дискриминации грузинских эмигрантов по национальному признаку и намеренном затягивании бюрократических процедур, а в дальнейшем – и необоснованных отказов в предоставлении статуса беженца.
То есть, по всему выходит, что с одной стороны Польша заинтересована в привлечении в страну трудоспособных иностранцев (в том числе грузинов, которые умеют и любят работать), поскольку они помогают обеспечивать высокие налоговые поступления. С другой стороны, к грузинам здесь относятся, как к ресурсам, и потому польская власть попросту «закрывает глаза» на негативное отношение собственных граждан к выходцам с Кавказа и разжиганию поляками конфликтов на национальной почве. Будет ли жаловаться куда-то грузин, приехавший в Польшу, еще не выучивший местного языка и занятый исключительно работой ради выживания? Потому грузины и не имеют привычки жаловаться, да и национальная гордость не позволяет.
Я глубоко уважаю грузинский народ и одинаково уважаю народ польский. У меня есть довольно много друзей среди грузинов и среди поляков, и вторые прямо говорят о том, что не воспринимают первых как братьев. Поляки, которых я знаю, считают, что «грузины еще хуже евреев», поскольку грузины дружны между собой, а в чужой стране – тем более, они всегда консолидируются вместе и помогают друг к другу. Тем не менее, с таким тезисом нельзя согласиться, потому что грузины очень открыты, они не претендуют на господство в каких-либо сферах и не считают другие народы ниже себя, в отличие от поляков.
Учитывая такое отношение, властям Польши время всерьез задуматься о том, как не допустить дальнейшего разжигания межнационального конфликта, обратить внимание на действия отдельных радикалов и так называемых «польских националистов» (а на деле – шовинистов), а также им давно пора перейти от пустых слов о «братстве» к более конкретным поступкам и доказать свои дружеские намерения делом, а не обещаниями.