Олександр Ретівов
Latest posts by Олександр Ретівов (see all)
Накануне выборов академиков НАН Украины профессор-бизнесмен Станислав Довгий озаботился получением поддержки и развернул бурную деятельность по строительству торгового центра под видом создания «Музея науки».
Если вы еще не видели знаменитых барельефов на известном “здании с тарелкой”, что на Лыбедской площади, то самое время запомнить их сейчас, поскольку есть вероятность того, что в скором времени они останутся только в нашей памяти.
Наверное, кто-то даже скажет: “Подумаешь! И что такого ценного в каких-то старых барельефах на сером облезлом здании? Было бы, на что смотреть!”.
Впрочем, и в этом есть определенная доля правды: если бы здание поддерживалось в целостном состоянии, то оно не выглядело бы настолько запущенным, а его помещения не простаивали бы пустыми. Однако ни на проведение текущего, а тем более – капитального ремонтов государство не выделяет средств.
Как результат, здание уходит с молотка, и уже в ближайшее время превратится в очередной безобразный торговый центр – разумеется, с фактическим переходом в долгосрочную аренду (сроком на пятьдесят лет).
Каждый барельеф символизирует отдельную отрасль знаний – химия, физика, искусствоведение, литература и многие другие.
Сейчас, как и в течение всех последних лет, во всем огромном здании функционируют только Институт научно-технической и экономической информации (УкрИНТЭИ) и Государственная научно-техническая библиотека.
Сама “тарелка”, бывшая некогда конференц-залом, давно не используется, а все остальные помещения пришли в запустение – усыпанные пылью лестничные марши, плесень на стенах, вечный полумрак длинных коридоров, осыпающаяся краска и куски штукатурки, свист ветра из рассохшихся оконных рам, – все это наводит на грустные постапокалиатические ассоциации с заброшенной Припятью.
В здании давно существуют проблемы с отоплением и водоснабжением. Трубы и коммуникации, отработавшие свой ресурс, уже не подлежат ремонту – они требуют полной замены.
Поскольку ни институт, ни библиотека (как и большинство других бюджетных учреждений) позволить себе такую “роскошь” не могут, им на помощь поспешил добрый спонсор. И не просто спонсор, но и (по совместительству) коллега – Станислав Довгий, – директор Института телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Украины, президент Малой академии наук Украины и обладатель множества других статусов, степеней и регалий, также хорошо известный как папа секретаря КМДА, а ныне – народного депутата Украины Олеся Довгого.
…Того самого Олеся, в отношении которого по представлению Генеральной прокуратуры Украины Парламент поддержал снятие депутатской неприкосновености в связи с уголовным производством по подозрению в злоупотреблении властью и служебным положением, что имело место в период “мэрства” опального Леонида Черновецкого.
О реновации “здания с тарелкой” и радужных перспективах создания новейшего “Музея науки” стоимостью около 150 миллионнов гривен (за счет привлеченных средств инвестора), строительство которого будет завершено уже до конца 2018 года, было рассказано и написано немало хвалебных од.
Однако самое интересное, разумеется, осталось за кадром.
Итак, сегодня, вероятно, каждый работник научной сферы знает о том, какое событие должно состояться в начале марта – выборы академиков Национальной академии наук Украины. Иными словами, благодатное время для многих директоров институтов и других обладателей звания члена-корреспондента, чтобы наконец получить статус “бессмертного”.
Одним из таких претендентов является Станислав Довгий. Строительство грандиозного проекта Ocean Mall – многоэтажного торгового центра, который возводят вплотную к зданию, занимаемому УкрИНТЭИ, ведет фирма “КВ МЕНЕДЖМЕНТ” (код 40180256), принадлежащая Олесю Довгому, в чем нетрудно удостовериться, заглянув в декларацию сына славного ученого.
– Наука не терпит суеты и шума, наука требует тишины, – это слова самого Станислава Довгого в ответ на вопрос о том, где в дальнейшем будут размещаться институт и библиотека.
Не исключено, что под этим подразумевается Троещина или Борщаговка (если вообще не где-то в селе под Киевом).
В пафосных интервью, посвященных восхвалению проекта реконструкции, “чудесным образом обретенная” помощь инвестора преподносится как однозначная “победа”. К примеру, сообщается о том, что “решение проблемы нашлось по соседству – рядом с “Тарелкой” развернули очередное строительство торгового центра. Частный инвестор согласился также выделить деньги на ремонт здания УкрИНТЭИ и профинансировать часть будущей экспозиции Музея науки” .
Надо же – все, как говорится, под боком: и строительство, и желающие помочь…
Само собой, воспевание осанны не обходится без упоминаний о Национальном центре “Малая академия наук”, от лица которой комментарии дает директор – Оксен Лисовый. Ибо не пристало Президенту МАН, коим, как вы знаете, является Станислав Довгий, хвалить себя самому.
Но вернемся к условиям проекта. Министерство образования и науки Украины, на балансе которого находится данное здание, заключило договор с частным предприятием-инвестором, согласно которому передает здание в аренду сроком на 50 лет на льготных условиях (читай – по самой минимальной, чисто символической цене, ниже которой просто не бывает) в пользование в образовательных целях в обмен на проведение работ по его реконструкции и поддержанию в надлежащем состоянии.
Кстати, заключению этого договора предшествовало проведение конкурса. И, кто бы вы думали, его выиграл? Конечно же, фирма Довгого.
Практически во всех новостях, касающихся данной темы, речь идет о том, что наконец будет проведен полный ремонт здания, а инвестор профинансирует приобретение части экспозиции для будущего Музея науки и вообще возьмет на себя все расходы по его дальнейшему содержанию. Мол, никаких ресторанов, бутиков и баров там не планируется, а объект будет использоваться исключительно в образовательных целях – для размещения экспозиций, всевозможных “пространств” и помещений для курсов иностранных языков и т.п.
Окончательный проект реконструкции пока не был обнародован, его завершение и презентация должны состояться не ранее начала марта.
Несмотря на красоту игры, у многих киевлян возникли обоснованные сомнения в том, что все будет именно так, как обещают застройщики (что, в общем-то, вполне закономерно).
Кроме того, обеспокоен и архитектор, который в свое время – еще в 1970 году, разрабатывал проект здания: его автор – Флориан Юрьев обратился к руководству города с открытым письмом, в котором выразил сомнения в намерениях застройщика в дальнейшем использовать реконструированное здание в образовательных целях, поскольку из открытых источников информации о проекте строительства очевидно, что он предусматривает полное сращивание торгового центра и “летающей тарелки”.
Также недавно был презентован макет, на котором ясно видно, что в обозримом будущем на этом месте будут американские горки, колесо обозрения и летние площадки ресторанов быстрого питания, а также предусмотрено строительство многоэтажного крытого паркинга.
Ну а пока небезразличные граждане объединились и совместными усилиями пытаются добиться присвоения зданию охранного статуса, на стройплощадке кипит работа, а в Национальной академии наук вовсю готовятся к выборам академиков.
Интересны и другие моменты из трудного и тернистого пути Станислава Довгого к вершине украинской научной элиты. Ведь, как известно, для того, чтобы стать академиком, мало быть умным – нужно набрать определенное количество публикаций, в том числе книг. Над этим плодотворно поработали его подчиненные, а учитавая то, что Станислав Алексеевич является научным руководителем будущих кандидатов и докторов, в подготовке и издании “фундаментальных трудов” им была отведена ведущая роль.
Явление это не ново и именуется в средствах массовой информации литературным рабством, однако учитывая, что речь идет о научных трудах, правильнее будет называть это рабством научным.
Лучшие работы были удостоены всевозможных премий и наград, а особо отличившихся на ниве исполнительства, с подачи самого мэтра, наградили… Нет, не премиями – наградили церковными наградами.
Дело в том, что Станислав Довгий также является меценатом и оказывает поддержку в строительстве храмов, за что весьма почитаем в церковных кругах. Отсюда и церковные знаки отличия, ведь их получение практически не требует от мецената никаких дополнительных финансовых затрат, за ними можно обратиться в любой момент, назвав только имя того, кого следует “облагодетельствовать” (молитва за здравие и благодать прилагаются).
Печально, что эти награды, которые раньше заслуженно вручали воинам – защитникам Украины, участникам АТО и Героям Майдана, теперь раздаются направо и налево кому угодно, в том числе и откровенным украиноненавистникам:
– Я вот смотрю на все эти вышиванки, народные танцы, гопаки и мову с флагами на каждом шагу, – говорил один из счастливых обладателей награды от Довгого (я не называю его фамилии, однако читатели из числа ученых сразу вспомнят, о ком идет речь), – и понимаю: все же это искусственно, все это временно, нет никакой украинской мовы – это выдумки для того, чтобы расколоть народы…
Так вот, высокие, по сути, награды, которые по праву должны принадлежать лишь достойным, тем самым просто обесцениваются, превращаясь в унылую формальность и еще один штрих к портрету первых лиц современной науки.
Тем не менее, станет ли профессор-бизнесмен академиком и какая судьба постигнет знаменитое здание на Лыбедской – покажет время. Хотя все же есть надежда, что доведение ситуации в нашей науке до подобного абсурда неизбежно приведет к тому, что прогнившая система когда-нибудь непременно рухнет – ведь то, что построено на лжи, процветать не может.
Александр Ретивов