Электронные мошенники из Полтавского областного совета

Поділитися:

Принятие решений депутатами Полтавского областного совета осуществляется с помощью электронной системы, которая вроде бы функционирует, но фактически ее нет. То есть все эти кнопочки-коробочки и провода с программами есть, но откуда они взялись – никому не известно.

 


 

При всем разнообразии существующих способов и методов нецелевого использования отдельными чиновниками бюджетных средств, иных злоупотреблений, служебных подлогов, фальсификаций в сфере принятия и осуществления решений и прочих «шалостей», за которые в нормальных странах фигурантам светит «тюрьма и воши» на долгие годы – в Украине проходимцы всех мастей почему-то избирают самые «топорные» методы осуществления преступных деяний, нимало не смущаясь их откровенностью и очевидностью.

 

То есть, жулики во власти даже не стыдятся и давно воруют уже в открытую. Ну а почему бы не проявить себя и не «испить жизнь по полной», если правоохранительные органы находятся в сцепке и являются либо прямыми подельниками схем воровства, либо проявляют откровенную пассивность и неспособность дать по рукам зарвавшимся хапугам.

 

Например, все мы слышали или знаем (все зависит от уровня осведомленности в каждом конкретном случае) о том, что по ряду нормативных актов государственные органы, органы местного самоуправления, органы власти обязаны иметь собственные официальные веб-сайты (веб-порталы), на которых осуществлять размещение публичной информации и осуществлять иные полномочия, свойственные данным субъектам и необходимые для осуществления их деятельности.

 

В Законе Украины «О доступе к публичной информации» необходимость использования государственными органами и органами местного самоуправления в тех или иных моментах официального веб-ресурса (веб-портала, веб-сайта) упоминается не единожды: в ст. 5, 101, 15, 18, 19, 20…

 

Что касается органов местного самоуправления, то их профильный закон, а именно Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» в ст. 59 регламентирует, что результаты поименного голосования подлежат обязательной публикации и предоставлению согласно вышеупомянутого Закона «О доступе к публичной информации», а на официальном веб-сайте все результаты голосования размещаются в день голосования и содержатся (сохраняются) неограниченное количество времени.

 

Аналогичные требования в плане использования веб-сайтов содержаться в других нормативных актах в тех или иных упоминаниях, конфигурациях, способах применения. Электронное будущее уже наступило, и пути назад нет.

 

Достоинства электронного (информационного, телекоммуникационного) способа взаимодействия в обществе очевидны – скорость, доступность, объективность, простота получения и обмена информацией, масштабность, глобальность. Есть и вторая сторона медали – электронные и телекоммуникационные методы и способы взаимодействия подвержены вмешательству со стороны третьих лиц, разрушению, уничтожению, некорректной работе, техническим и технологическим сбоям, что в принципе характерно для сложных технических систем.

 

Но есть и еще «третья сторона медали» (как это ни парадоксально звучит) – это наглое и циничное пренебрежение нормами закона и здравого смысла жаждущими наживы чинушами.

 

Голосование депутатов Полтавского областного совета

Фото: argumentua.com

 

Возьмем, к примеру, для целей нашего исследования Полтавский областной совет, который владеет и пользуется официальным сайтом (по крайней мере, так считают отдельные руководители Полтавского областного совета)  по адресу http://www.oblrada.pl.ua.

 

Каждый может зайти по ссылке и убедится, что по внешним функциональным признакам это именно «официальный веб-ресурс», со всеми необходимыми и характерными атрибутами и рубриками: от госзакупок –  до обращения граждан, от принятых актов (их проектов) и результатов голосования до доступа до публичной информации и очищения власти, от общественных слушаний – до местных петиций (которые, в силу ст. 231 Закона «Об обращении граждан» также принимаются и внедряются путем использования официального веб-ресурса органа, которому петиция адресована).

 

Но вот только беспокоит небольшая мелочь, которая очевидна более-менее опытному пользователю: согласно постановления Кабинета Министров Украины от 4 января 2002 года № 3 «О порядке опубликования в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти», а также согласно постановления Кабинета Министров Украины от 25 октября 2015 года № 851 «Некоторые вопросы использования доменных имен государственными органами в украинском сегменте Интернета» официальный сайт Полтавского областного совета (равно как и другого совета, как представительского выборного органа местного самоуправления)  должен иметь расширение (суффикс) и доменное имя сегмента gov.ua (правила домена можно посмотреть здесь).

 

Пусть читателей не смущает то обстоятельство, что указанные постановления Кабинета Министров Украины касаются органов государственной власти (государственных органов), которые отличны от органов местного самоуправления – для целей информационных отношений Законами Украины «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации», упомянутым ранее Законом «О доступе к публичной информации», «Об информации»   и иными актами законодательства органы власти (государственные органы) и органы местного самоуправления статусно и функционально уравнены и отождествлены (под общим понятием как субъекты властных полномочий).

 

Достаточно просто воспользоваться любой поисковой системой, чтобы убедится: все советы (органы местного самоуправления), от городских – до сельских и поселковых используют доменное имя и суффикс gov.ua (например, https://kmr.gov.ua, https://imr.gov.ua, https://shsrada.gov.ua,  https://kozova-rada.gov.ua)…

 

Почему же Полтавский областной совет среди всех однотипных субъектов является «белой вороной» – тут особой загадки нет: таким нехитрым саботажем и рысканием (маневром) проходимцы из Полтавы оставляют себе шулерское место за «карточным столом»: когда надо, можно с «ударами пяткой в грудь» доказывать, что сайт что ни на есть официальный, соответствует всем требованиям закона, проекты нормативных актов на нем были размещены, общественные слушания проведены, мнения учтены, петиции рассмотрены, госзакупки организованы, вакансии объявлены…

 

И тут же, в зависимости от ситуации, с какой стороны «наступает враг, к которому нельзя повернуться спиной» можно так же спокойно «делать квадратные глаза» и утверждать «та не, это не наш сайт, это какой-то левый, непонятный, может кто пошутил, мы же не имеем права использовать ничего, кроме gov.ua, как можно…».

 

Аналогично, в зависимости от развития ситуации можно очень оперативно и без какого либо риска менять (точнее, мухлевать) размещенные объявления, анонсы, принятые и отмененные нормативные акты (с закрепленной процедурой их разработки, согласования, принятия, голосования, опубликования, внедрения), подтасовывать результаты голосований, продавать и покупать что-либо ненужное или чрезмерно нужное, транжирить деньги и в любой момент нагло заявить «вас тут не стояло, у меня все ходы записаны»…

 

Маневр мимикрии дает очень многое, и приемы подобного рода – давние приемы шулеров и проходимцев…

 

То есть, официальный сайт то ли есть, то ли его нет – никому неведомо. Иллюзия публичности, открытости и законности таки соблюдена.

 

Кстати, мимикрирующие мошенники из облсовета не учли еще одной мелочи: полулегальный сайт как бы уже достаточно засветился, и его существование не скрыть, но тут небольшое «попадалово» – дело в том, что для функционирования подобного эрзац-сайта необходимо так или иначе тратить финансы и ресурсы, а это таки чревато.

 

Поясним: даже если оплата хостинга и домена могла идти «черным налом» из кармана в карман, без следов, то все равно для поддержания наполнения сайта, дизайна, повседневного обслуживания необходимо держать и привлекать специально обученных людей (администраторов, модераторов и так далее), а это означает одно – люди тратили рабочее время и ресурсы не в интересах облсовета, то есть в рабочее время занимались не пойми чем.

 

Представьте, что вы директор и собственник предприятия, наняли на работу системного администратора, который по должностной инструкции и трудовому договору должен наладить компьютеры на фирме, следить, чтобы печатали принтеры, не «падала» сеть и вирусы не слишком бушевали у бухгалтеров, а он вместо своих функциональных обязанностей будет торчать на непонятных порносайтах,  модерировать их и комментировать содержание на форумах, а за это время вся налаженная информационная система на фирме рухнула («послетали» драйвера, кто-то «увел» базу клиентов, с почтовых ящиков фирмы на почтовые ящики налоговых органов и контрагентов пошли рассылки ругательств и в интернет была выброшена коммерческая информация)…

 

Аналогия совершенно прямая и, надеемся, понятная – человек не работал и просто воровал, просиживал зарплату, принося прямые и непрямые убытки, чем и вынуждены будут заинтересоваться правоохранительные органы (ко всем «другим» вопросам).

 

«Другие» вопросы, напомним и резюмируем, очень простые и доступные для понимания и расследования: официального сайта нет, постановления Кабинета Министров Украины и требования целого ряда законов игнорируются, не обеспечена публичность деятельности органа самоуправления, нет общественного доверия (как минимум) к принятым и реализованным решениям, где чего найти, проверить, удостоверится – непонятно… Финита ля комедия…

 

Еще один момент – каждый официальный веб-ресурс (а так требуют Законы Украины «О защите информации в информационно-телекомуникационных системах», «Об информации» , «О защите персональных данных» предусматривают необходимость криптографических и технических способов и методов защиты информации от несанкционированной модификации. Это достигается сертификацией, проведением государственных экспертиз  соответствия и так далее (ст. 8, 9 Закона), короче, достаточно весомым объемом необходимых формальных и фактических действий.

 

Небольшой экскурс: у Полтавского областного совета, как и во многих других советах наличествует система удаленного голосования депутатов за принятые решения, похожая на систему «Рада» в Верховной Раде Украины. То есть, с места депутаты нажимают кнопочки за принятые решения, система подсчитывает сколько «За» и «Против» и отражает результаты голосования на табло, вместе с этим ведутся «бумажные» протоколы голосования.

 

По сути (если объяснять совершенно просто) подобная система состоит из «железа» (собственно,  коробочек и кнопочек и пультов с проводами) и программного обеспечения (драйверов и программ, которые позволяют зафиксировать подсчет голосов и во время голосования и «сохранить» все эти моменты без, как уже мы говорили, несанкционированной модификации).

 

То есть, говоря по-простому, система должна объективно и с математической точностью беспристрастно зафиксировать, что депутат Биленький проголосовал так и не иначе, и после фиксации результата волеизъявления никто и ни при каких обстоятельствах не сможет изменит результат. По аналогии (для простоты понимания) – система должна работать, как этот сайт, что вы сейчас, читатель, читаете и не можете изменить написанную информацию при всем своем желании, в отличии от открытого в соседней вкладке окна с вордовским файлом, который набираете самостоятельно и можете прямо сейчас делать копии, сноски, удаления, врезки и тому подобное.

 

Один текст можно изменить, другой – никогда. Вот система голосования (а также система функционирования официального сайта) должна работать именно таким «несменяемым» образом, как «черный ящик» в самолете, сохраняя вплоть до брутального взлома информацию в первичном виде, без возможности коррекций и модификаций. Никто не может «залезть» в систему или на сайт и подкорректировать там все, что хочет. Никто не может так же делать в момент голосования, когда за такое-то решение реально проголосовали семьдесят процентов депутатов, а человечек за стенкой на клавиатуре рисует эту же цифру наоборот, семьдесят процентов депутатов против (иди посчитай, что там система «нарисовала», может какой «глюк» а может сбой а может хакеры, а может кто-то перепутал кнопки)…

 

Иначе это – не голосование и не размещение информации на официальном сайте а чистая, извините, порнография, проходной двор, где не найти крайних. Система голосования поднятием рук (мандатов) и то честней и прозрачней, нежели подобная «фикция»…

 

К чему мы это все описываем? Да очень просто… В Полтавском областном совете система голосования как бы есть, но ее нет… То есть, все эти кнопочки-коробочки и провода с программами есть, но откуда они взялись – никто не знает – ни госаудит, ни казначейство (которое оплачивало бы покупку этой системы).

 

Самохозяйственным способом, как вы уже понимаете, никто систему такого уровня сложности, стоимости и функциональности не сделал бы (это не школьный кружок радиотехников, где «пионеры» из найденных на помойке транзисторов паяют простенькие приемники в корпусах из школьных пеналов), равно как и никто бы «просто так» не создал такое программное обеспечение, фиксирующее начало голосования, устанавливающее регламент голосования и корректность отражения сигналов, время сбора сигналов голосования и держащее все это в «памяти» с проведением вычислений и фиксацией результатов.

 

Необходим регламент работы системы, ответственные лица за функционирование, обслуживание, ремонт, апгрейд. Нужны материально-техническая база, навыки, ответственность, в конце концов (чтобы был человек, кто вовремя просигнализирует о неполадках системы или поднимет шум, что «кто-то вмешивается и корежит результаты и архивы»).

 

Сама по себе «анонимная» система голосования без четко определенного источника ее происхождения, внедрения, проверки корректности работы, тестирования, постановки на учет – это высшее проявление коррупции и разгильдяйства. Этого даже не показывают в дешевых шпионских фильмах – невозможно представить, чтобы командир разведгруппы полка взял с собой на выход карту, нарисованную какими-то бомжами или не проверил оружие и боеприпасы, понадеявшись на расторопность вчера присланного призывника… Или, например, чтобы «секретчик» начал обсуждать с коллегами вопросы, имеющие любой гриф секретности, по общественному телефону, заранее уведомив всех желающих о предстоящем разговоре… Это нонсенс, бред…

 

И возвратимся назад: вся эта система должна иметь сертификаты соответствия и позитивные заключения экспертиз Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, которых нет (что совершенно разумно, потому что только идиот пошел бы в этот орган с просьбой «протестируйте систему, она у нас тут как-то сама нарисовалась, кто ее сделал – не знаем, но видно хорошие люди» – это была бы явка с повинной)…

 

Это требование (неприкасаемость системы от несанкционированных модификаций) касается и системы голосования и сайта. Представьте себе уровень скандала и негативных последствий, если будет дискредитирована, скажем так, рабочая переписка между должностными лицами облсовета (которые оперируют и конфиденциальными и тайными (секретными) данными и сведениями.

 

Точнее, возьмем на себя смелость утверждать, здесь речь идет не об отсутствии обеспечения неприкасаемости системы голосования и сайта (два разных направления, два отдельных параметра деятельности) от сторонних вмешательств, а наоборот – речь идет об умышленном, сознательном и волевом создании системы прогнозируемого и результативного, предсказуемого и контролируемого вмешательства в работу сайта и в работу системы голосования, изменения результатов их работы, подтасовок и фальсификаций с нелепой надеждой «а вдруг нас словят – скажем, что мы не при делах, сайт не официальный и можно делать что угодно, а откуда система голосования взялась – тоже не знаем, наверное, принес кто…».

 

Посему, хапугам и крадунам из Полтавы необходимо просто дать по рукам сейчас, пока не все разворовали и распродали, ибо искать их через несколько месяцев по Панамам и Австриям, ведя через Интерпол переписку «верните беглецов на Родину, их ждут в «хате 136» Лукьяновского СИЗО, где в свое время сидел Луценко» – дело достаточно малоэффективное и трудозатратное.

 

Надеемся, что наши выкладки помогут правоохранительным органам достойно и результативно завершить фактически проведенное нами расследование.

 

Николай Кузьменко,

Алексей Святогор, 

Василий Бутнару