Новый энергорынок – трудности учета и анализа

Поділитися:

Цифровая трансформация общественных и государственных институтов неизбежна и неотвратима. Диджитализация во всех ее проявлениях существенно упростит систему взаимоотношений, стабилизирует их, сделает прозрачными, ясными и открытыми.

 


 

Практически во всех отраслях общественной жизни осуществлен переход на электронные базы данных. Внедрены телекомуникационные пути обмена информацией, принят ряд законов, которые регламентируют те или иные особенности работы коммерческих структур и государственных органов. Без официальных сайтов, баз данных, систем торгов, согласования и опубликования нормативных актов, перечисления денег уже немыслимо существование любой государственной или коммерческой структуры.

 

Однако, цифровые технологии следует внедрять разумно и последовательно. При этом необходимо соблюдать все необходимые формальности, ведь их изначальный смысл – сделать телекомуникационные связи безупречными с точки зрения достоверности и доверия.

 

Защита данных в информационно-телекоммуникационных системах

 

Попробуем пояснить ситуацию для широкого круга читателей. Если до сих пор базовыми и достоверными источниками информации были «бумажные» носители, которые можно было «пощупать», посмотреть на «мокрые» подпись, печать, прошивки нитками, голограммы и прочие реквизиты достоверности, защищающие от подделки или манипуляций, то сейчас эти артефакты уходят в прошлое и отодвигаются на второй план.

 

Информация в сканированном виде находится в компьютерах, базах данных, на сайтах и в «облаках». Она мгновенно перемещается, обобщается, тиражируется, компилируется, передается и тому подобное. Но когда мы видим на экране компьютера или распечатываем с него какой-либо документ, он не содержит «мокрых» печатей-подписей и может быть банально составлен графическими редакторами, подделан, «намучен».

 

Потому существует целая отрасль технологий по предоставлению достоверности таким документам – электронные цифровые подписи, защищенный доступ, дублирование документа в открытых защищенных источниках. Все это позволяет в неизменном виде наблюдать документ с любой точки доступа в оригинальном виде.

 

Что касается информации государственных и национально значимых ресурсов и, в частности, защиты такой информации, то для регулирования отношений в данной сфере был принят отраслевой Закон Украины «О защите информации в информационно-телекомуникационных системах». Также была создана Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, являющаяся одним из компетентных органов (центральным) в данной сфере взаимоотношений.

 

Оптовый рынок электрической энергии

 

В поле нашего внимания попала весьма интересная информация о фактах игнорирования требований законодательства в сфере защиты информации на существующем рынке (оптовом рынке) электрической энергии (объединенной энергосистемы) Украины.

 

В очень упрощенном виде поясним, что представляет собой оптовый рынок электрической энергии Украины.

 

Новый энергорынок

 

Представим себе огромное озеро (водоем), в которое вливаются десятки рек и речушек, ручьев и стоков. Одновременно из этого огромного водоема также вытекают сотни ручейков, потоков и рек. Подведены трубы, водозаборы, насосные станции и тому подобная инфраструктура. В первом случае это производители электрической энергии, а во втором – потребители.

 

Все это «хозяйство» находится в текущем времени в колоссальном движении и процессе с тысячами разных нюансов. Вот на входе перестала поступать вода (электроэнергия) от одного производителя по причине аварии, обрыва коммуникаций, подключения к другим источникам. Через минуту все возобновилось или даже усилилось. Вот несколько маленьких ручейков на выходе перестали течь, потому что кто-то засорил трубы или они переполнены. Из одной трубы внезапно начала течь не совсем чистая вода. Ее необходимо отфильтровать и тем самым привести в норму. Вот несколько ручейков и труб, которые вчера истекали из этого водоема – как-то объединились и начали наполняться из трубы, которая не вливается в водоем. Где-то пошел внезапно дождь или в какую-то из крупных рек прорвалась внешняя вода с другого огромного озера – наше условное «озеро» начало внезапно наполняться.

 

Баланс производства и потребления

 

В другое время в связи с засухой или повышенным потреблением наше условное «озеро» пересыхает. Чтобы сохранить в нем определенный уровень воды и ее качество (растворенные соли, температуру и прочее) принудительно закрывают вентили и краны. Это не дает воде течь по одним трубам, когда ее нужно перебросить на другие, более важные для промышленности и национального производства объекты.

 

К тому же, ресурс в нашем «озере» – электроэнергия, имеет свои качественные характеристики (напряжение, частоту). В случае их колебания срабатывают системы защиты. То есть, необходимо выдерживать эти параметры и тоже их регулировать балансированием спроса и потребления.

 

Грубо говоря, если на чайник с предусмотренным питанием в 220 вольт подать напряжение в 250 вольт, то он сгорит. А если на компьютер, холодильник или иной агрегат с этими же показателями подать питание в 200 вольт, то он просто не включится. Будут срабатывать системы защиты – предохранители и тому подобное. Это очень сложная система на самом деле.

 

Электрические сети и система ничем не проще кровообращения в человеческом организме. Пожалуй, они даже сложнее во много раз. Есть огромное множество тупиковых веток, «энергоостровов», сложных ответвлений и переходов. Все они исторически сложились еще со времен СССР. Электроэнергия по ним перемещается совершенно причудливым и сложным путем.

 

Украина находится на пересечении энергопутей в центре Европы

 

И вот в определенный момент где-то, скажем так, в Молдове остановилась станция. Возник дефицит электроэнергии и она «потекла» туда. В это время, допустим, в РФ образовался переизбыток ее же (запустили энергоблок или станцию и излишек тоже пошел в Украину). Спустя полчаса ситуация изменилась. Где-то произошла авария, где-то упала магистраль, где-то подул ветер и засветило солнце. Солнечные и ветровые станции резко повысили производство электроэнергии. Она поступила в сеть.

 

А где-то традиционно пьяный слесарь не тот рубильник не туда включил. «Потух» блок, и электроэнергия «потекла» в обратном направлении. Возникают так называемые «сальдо по перетокам», где по разным межгосударственным договоренностям в течении месяца балансируется итог перетока электричества. Иначе каждый раз по факту перетока туда-сюда нужно будет оформлять хозяйственные операции как целостные и остаточные. Таким образом, получается технологический «взаимозачет», клиринг. Это и проще, и разумнее, и дешевле с точки зрения тех же налогов и таможенных платежей.

 

При этом каждый производитель, потребитель и иные участники рынка заинтересованы в ясности и понятности своих действий и объемов, которые они произвели или приобрели. Производителю будет очень огорчительно, если весь его объем электричества куда-то «пропал». Вода из трубы вылилась, а куда делась – не ясно. Кто заплатить за нее?. Точно так же и потребитель будет возмущаться, когда ему «нарисовали» не 100 единиц реально приобретенной энергии, а 200, да еще и по втрое завышенным ценам.

 

Стоимость электроэнергии

 

Да, и еще: электроэнергия в Украине имеет ценовой разброс в десять и даже более раз. Самая дешевая электроэнергия, условно обозначим, у ГП НАЭК «Энергоатом» (около 60 копеек за КВт·час). Самая дорогая –  у «зеленых производителей»: иногда ее стоимость составляет до 50 гривен за 1 КВт·час. Население платит за электроэнергию в зависимости от времени года, объема, конфигурации системы энергопотребления от 90 копеек и выше за 1 КВт·час по достаточно сложным алгоритмам.

 

То есть, один и тот же товар с одинаковыми потребительскими свойствами, одновременно присутствующий в одном и том же месте (по аналогии – как вода в озере) может иметь стоимость, разнящуюся в десятки раз. Представьте на аналогии озера: зачерпнули кружкой воду в одном месте – вода стоит гривну. Зачерпнули тут же через три секунды эту же кружку воды – вода стоит пятьдесят гривен. Все зависит от обоснования, откуда эта «вода», хотя по качеству она одинаковая. Так вот интересно все происходит…

 

О ценообразовании и нюансах можно говорить долго и увлекательно. И забавно: почему так, и не иначе? Но сегодня не о них речь, к этой проблеме мы вернемся позже.

 

Эту схему мы пояснили очень утрировано и упрощенно, дабы неискушенные читатели поняли сложность проблемы и поставленной задачи по учету электроэнергии и регулированию нюансов ее производства, потребления и учета.

 

Учет объемов производства и потребления

 

Безусловно, в основе взаимоотношений должен лежать, прежде всего, контроль за объемами производства и потребления, с учетом всех нюансов. Однако его нет. Просто нет, и это доказывается предельно просто.

 

На энергорынок возложена обязанность учета электроэнергии в оптовом общегосударственном измерении. В свою очередь, энергорынок составляют его участники, одним из которых является НЭК «Укренерго». Его руководитель Всеволод Ковальчук в феврале 2019 года объявил о внедрении системы контроля и учета Мarket Management System.

 

Система была представлена с шумихой и пиаром. Однако вся эта суета и дешевые «понты» разбились о «маленькое» (но, как оказалось, весомое и основное) заключение Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины. Документ мы предлагаем вниманию искушенных читателей:

Новый энергорынок, письмо ДССЗИ

Энергорынок и экспертиза ДССЗИ

Экспертиза «Market management system» не проводилась

Куда были потрачены деньги?

 

Как видим, системы учета электроэнергии просто не существует, потому что она не соответствует ни единому параметру установленных требований к ее функционированию и работе. Условно говоря, по аналогии, если у нас в квартире висит счетчик электрической энергии, то он или взломан и не работает, или нарисован на стене. Либо вместо его висят сломанные напольные весы и мы «считаем» количество потребленной энергии «на глазок».

 

При этом в ее покупку, работу, наладку были вброшены колоссальные деньги, от денег участников рынка и бюджетных средств до средств международных доноров. Среди них – USAID и международные банковские институты, в очередной раз поверившие, что Украина освоит деньги. Деньги таки освоены кучкой проходимцев.

 

Упомянутый нами Всеволод Ковальчук был спустя год (февраль 2020) с позором изгнан с должности руководителя НЕК Укренерго. Правда, не за этот эпизод своей деятельности – он только начинает получать огласку, а за пособничество и содействие импорту электрической энергии из Российской Федерации в условиях падения потребления электроэнергии (теплая зима) и карантинных мероприятий по коронавирусу. С учетом активности «зеленых производителей» (погода дала такой «подарок») поставки электроэнергии из РФ привели к жесточайшему системному коллапсу на энергорынке и ограничению производства электроэнергии атомными блоками (напомним, самой дешевой и реально экологично чистой энергии).

 

Для искушенных людей импорт электрической энергии из внешних источников (Российская Федерация, которая к тому же является страной-агрессором, находящейся в обструкции у всего цивилизованного мира) в эту тяжкую для нашей многострадальной страны годину – это прямое предательство и экономическая диверсия.

 

И СНБО, и профильное Министерство, и Кабмин в целом охарактеризовали кризисные явления в энергетике как беспрецедентные и прямо посягающие на национальную безопасность. Еще раньше о надвигающемся кризисе информировала СБУ, однако так и не была услышана.

 

Схему обвала рынка таки удалось реализовать энергетическим злодеям, предателям и проходимцам

 

К анализу и описанию этой преступной схемы и роли каждого из соучастников (точнее, как принято говорить на тюрьме – «подельников») в ее реализации (к таковым, кроме Всеволода Ковальчука относится председатель профильного энергетического комитета Верховной Рады Украины Андрей Герус, член НКРЕКП Дмитрий Коваленко, и подельник и представитель в Украине беглого и разыскиваемого олигарха ФирташаАлександр Притыка) мы вернемся отдельно.

 

Заметим вскользь об этой «четверке» мошенников. На их совести, например, «слямзивание» около 300 миллионов гривен на «барыжении» электроэнергией для «Укрзализници». А это государственное предприятие – один из флагманов экономики Украины вынудили покупать электроэнергию у посредников по 1,69 грн. за 1 Квт·час. При том, что номинально она могла быть приобретена по 1,31 грн. за 1 Квт·час. Или даже дешевле – около 60 коп. за 1 КВт·час, у того же «Энергоатома», если он бы работал в надлежащем режиме, без вытеснения его импортированной электроэнергией с РФ.

 

Сегодня же цель нашего повествования более узкая и конкретная. Системы учета, анализа, баланса производства, потребления и платежей энергорынок не имеет. Это позволяет в состоянии анархии и «мутной воды» ловить более чем крупную рыбу ко столу конгломерата энергомафиози. Вернемся опять к аналогии – ее в нашем сегодняшнем исследовании много. Ловля рыбы происходит не только в мутной воде, но и электроудочками, не оставляя шансов на выживание ни мелкой, ни крупной рыбе. Происходит не только ловля полезного продукта, а полная попутная энергодиверсия и уничтожение экономики и энергетики Украины.

 

Посему – энергобраконьеров необходимо призвать к ответу. Надеемся (даже уверены) что правоохранительные органы проявят внимание к злодеям. Собственно, ситуация настолько кропотливо и последовательно расписывается для наших правоохранителей и экспертов, чтобы они имели под рукой пособие «что и как делать» и «где искать».

 

Мы же поможем в этом полезном и более чем увлекательном занятии.