Руслан Богдан
Даже в наш век отношение к бывшим сектантам противоречиво: общество порицает секты, но в то же время его несовершенство порождает секты, и общество же и давит на людей, вышедших из сект.
Продолжение книги «Птица Феникс. Как выйти из секты»
Глава 12. Общество, церковь и отношение к бывшим сектантам
Сейчас скажу о неприятном – о том, что наболело на душе. И это многим людям может не понравиться, но не говорить об этом тоже нельзя. Я никого не хочу оскорбить или унизить. И если что-то скажу не так, заранее прошу прощения за свои слова.Наше общество несовершенно, и оно не готово принимать людей, вышедших из сект. Вернее, сказать, оно настроено против таких людей. И это прискорбно.
Понимаете, какая получается картина: вот почему, собственно, люди попадают в секты? Опять же, по причине незрелости нашего общества, в котором многие люди чувствуют, что они не поняты, не приняты, одиноки, не востребованы, подавлены, не уверены в своих силах и прочее, и прочее, и прочее. Это происходит потому, что в их семьях не все благополучно. Либо потому, что нет контакта с родителями, нет теплого микроклимата в семье, а в школах и ВУЗах – такая же ситуация. И у нас нет прочных социально-общественных связей – практически ни у кого.
И что же получается? Если человек все-таки решился на сильный и отчаянный шаг – выйти из секты, то ему предстоит непонимание и прессинг со стороны общества. Вот так! Общество порицает секты, но в то же время его несовершенство порождает секты, и общество же и давит на людей, вышедших из сект.
Как это доказать? Да очень просто. Любой психолог, любой здравомыслящий человек вам всегда скажет, что если вы покинули секту, то вам нужно держать язык за зубами и помалкивать об этом обстоятельстве. Зря никому ничего не говорить! У меня есть знакомые, которые уже лет 15 назад ушли из нашей же организации, и об их прошлом знают только 2-3 человека в их окружении – не больше.
Как вам такое? Бывший сектант воспринимается обществом, как прокаженный больной, от которого нужно держаться подальше:
«А мало ли, – думает «обычный» человек, – может, этот «бывший» откроет рот и как начнет мною манипулировать? И я в конце концов без штанов останусь»…
Мы, вышедшие из сект, приравниваемся чуть ли не к уголовникам, с которыми нельзя общаться
Да, все знают, что человек, отсидевший в тюрьме, искупил свою вину перед обществом. Но такому человеку невозможно устроиться на хорошую работу. Его все сторонятся и дичатся. И что ему остается делать? Правильно: украсть булку хлеба для того, чтобы снова сесть в тюрьму.
Так и влачат свое существование люди, однажды попавшие в тюрьму. От одного срока – к другому. Почему? Потому, что знают: в тюрьме все понятно и просто. Этот мир известен. Там свой порядок, свое расписание. Все по мастям уже давно рассортированы. Всем понятно, что, когда и зачем надо делать.
С сектантами – немного иная ситуация. Они стали жертвами обмана и манипуляции в силу своей доверчивости, доброты и наивности. Те, кто руководствуются корыстными побуждениями, как правило, и являются создателями этих культов. Остальные же люди – доверчивые великовозрастные дети. Увы, но это так.
И вот эти люди, каждый из которых прошел свой «мини-Освенцим» (да-да, не удивляйтесь: в сектах люди и голодают, и получают наказания в виде изнуряющих физических нагрузок, побоев и истязаний, унижений и оскорблений, морального насилия), выходят в мир, и что их там ждет? Изоляция от общества. Остракизм. Или кому как повезет… Да, у кого-то все может сложиться благополучно, но сколько человеку понадобится пройти для этого!
Почему священники отговаривают своих прихожан общаться с бывшими сектантами
Но это – полбеды. Самое плохое в том, что даже священники, батюшки, к которым ходишь на исповедь, говоришь о своей беде, о самом сокровенном, ведут себя странно. Расскажу на своем опыте, как заверял меня один такой батюшка, он говорил:
«Да-да, мы вас понимаем, сочувствуем, сделаем все возможное для того, чтобы Вам помочь. Поговорим с людьми, постараемся повлиять на их мнение».
И, знаете, что в итоге?.. Да, как оказалось, такие батюшки действительно говорят с людьми и влияют на них. Но не в лучшую для вас сторону. А именно, своих прихожан они отговаривают общаться с бывшими сектантами. Тем самым, они еще больше изолируют человека от общения со своей паствой, за которую пекутся всей душой.
Да и Бог с ними. Бог им судья.
Но как же так? Ведь если секты – это плохо с точки зрения церкви, то значит, человек, покидающий эту структуру, должен ими поощряться. То есть, логично, что тогда волевое решение человека о выходе из секты должно всячески приветствоваться.
А что получается на деле? Все наоборот: мы повернулись к тебе спиной – иди, куда хочешь, нам главное – уберечь свою паству. А ты – хоть назад беги. Так, что ли, получается?… Получается, так.
Я ни в коей мере не хочу оскорбить чувства верующих. Никого не оскорбляю и ни к чему не призываю. Просто ставлю перед фактом: было так и так. И со своей совестью этот батюшка пусть разбирается сам. А с другой стороны, чего я хочу от человека, который является просто винтиком в этой системе? И система эта несовершенна и не отлажена.
У меня даже, честно, были мысли принять христианство и креститься. Конечно, после нашей организации пришлось приглядываться и, что называется, «принюхиваться» к окружающей обстановке. И вот что выяснилось…
У вас еще есть вопрос, хочу ли я принять православие? Лично для меня он уже решен. Не знаю, бесповоротно или нет. Все может измениться. Но пока факты остаются фактами. И они говорят сами за себя.
Люди продолжают оставаться в сектах, боясь стать изгоями в обществе
Другой мой же случай. Мне довелось полгода общаться с одной очень грамотной, умной женщиной, кандидатом наук. Она очень помогла мне в профессиональном плане. Что называется, поставила меня на ноги. Но как только она прознала про то, кто я и откуда, сразу же резко, без объяснения причин оборвала со мной все связи и прекратила общение. Кроме того, она начала рассказывать обо мне небылицы общим знакомым и коллегам, после чего меня сразу же убрали изо всех мест, в которых у меня уже были профессиональные наработки.
Причем, повторяю, никакой агитационно-сектантской деятельности мною там не велось. И, тем не менее, двери передо мною оказались закрытыми… Видимо, у них принято действовать по принципу: «я тебя породил, я тебя и…», – сами понимаете.
Вот поэтому и боятся люди выйти из сект. Потому, что понимают, подспудно чувствуют то, что их там, в обществе, ждет: ложь, лицемерие, предательство. Опять же, их пугает неизвестность, и у них нет уверенности в завтрашнем дне.
Еще одна проблема, с которой сразу придется столкнуться – отсутствие опоры под ногами. Все, абсолютно все нужно будет начинать с нуля. А это то же самое, что заново учиться ходить и, помимо всего, тебе еще и будут ставить подножки.
Поэтому у меня очень большая просьба ко всем, кто имеет отношение к этой ситуации: пересмотреть свои взгляды на бывших сектантов. Не знаю, какие-то поправки, может сделать. Например, если вы общаетесь с выходцами из сект, то общайтесь на здоровье. Помогайте, убеждайте в своей вере, приобщайте к православию. Ходите друг к другу в гости. Но только будьте осторожны: как только дело вдруг коснется каких-то имущественных или материальных вопросов, тогда, безусловно, лучше рвать напрочь все связи.
Но если человек нормально, спокойно общается, тогда зачем его от себя отталкивать?
Возможно, я слишком многого хочу от нашей несовершенной общественной системы. Нам всем и так хватает других проблем, но делать хоть что-то с этим надо. Иначе наша молодежь так и будет сидеть в сектах, пугливо цепляясь за ногу своих вожаков, терпя все издевательства и унижения. А несчастные одинокие стареющие родители будут годами, десятилетиями их ждать дома. Только дождутся ли?..