Раймонд Коломбай
Latest posts by Раймонд Коломбай (see all)
- Шляхи гуманізації покарання у вигляді довічного позбавлення волі -
- Адміністрація ДУ «Чернівецький слідчий ізолятор» не дозволяє ув’язненим спілкуватися з рідними -
- Про ситуацію в ДУ «Надержинщинська виправна колонія» -
- Эвакуация заключенных из учреждений, оказавшихся в зоне боевых действий -
- Донецкая областная прокуратура не видит оснований для пересмотра судебного решения -
Лечение и медицинская помощь лицам, отбывающим наказание в виде пожизненного лишения свободы по закону представляются бесплатно. В реальной жизни отдельные медицинские работники свои обязанности игнорируют, оставляя больных страдать, если те не имеют возможности оплатить обследование и лечение.
Проблемы с позвоночником начались у меня несколько месяцев назад. А с недавнего времени боль стала усиливаться до такой степени, что терпеть ее уже не было сил. К тому же, добавилось сильное онемение в руке и в ноге.
Я обратился в письменной форме к врачу-терапевту учреждения, где отбываю наказание (ГУ «Бахмутское учреждение исполнения наказаний» (№ 6) с просьбой о проведении мне рентгенографии позвоночника. В заявлении я описал все свои симптомы и обратился за медицинской помощью. Также я просил о проведении обследования на бесплатной основе, поскольку для осуждённых к пожизненному лишению свободы (ПЛС) обследования проводятся за счёт выделенных из бюджета средств.
Бесплатно никто вас даже обследовать не станет?
По закону все лица, осужденные к ПЛС, содержатся полностью за счет средств, выделяемых из государственного бюджета. В данный момент мне необходимо провести КТ и МРТ головы, т.к. в прошлом я неоднократно перенес черепно-мозговые травмы, после которых страдаю от жутких головных болей. Иногда боли сопровождаются потемнением в глазах, от чего я постоянно страдаю и переношу эти муки и пытки без каких-либо обезболивающих медикаментов и без надлежащей помощи со стороны медсанчасти учреждения.
Также в своем обращении я просил в случае отказа пояснить его причины с указанием нормы закона или иного нормативно-правового акта, согласно которому я имею право обжаловать ваше решение. Так вот, пришла терапевт – сотрудник медсанчасти ГУ «Бахмутское учреждение исполнения наказаний» (№ 6) Ольга Шейна. Она начала опрашивать меня, но сразу сказала, что бесплатно никто не проведет никаких обследований. Мол, плати, и все сделаем. Сказав, что бесплатно лечить меня никто не будет, терапевт просто отвернулась и ушла.
Конечно, мотивированного ответа в письменной форме мне никто не дал. Причина в том, что устный отказ врача и объяснение причин, мягко говоря, противоречат тому, что закреплено в законе. А именно, в абз. 5 ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Украины указано совсем другое:
«Осужденные имеют право на здравоохранение в объеме, установленном Основами законодательства Украины об охране здоровья, за исключением ограничений, предусмотренных законом. Охрана здоровья обеспечивается системой медико-санитарных и оздоровительно-профилактических мероприятий, а также сочетанием бесплатных и платных форм медицинской помощи».
Такие процедуры, как КТ, МРТ и другие для осужденных к ПЛС должны осуществляться за счет средств, которые учреждение получило из бюджета. Слова врача «плати, и все сделаем», мне вполне понятны. Для того, чтобы «сэкономить» (списать, присвоить) бюджетные деньги, администрация пытается переложить расходы на лечение на самих осужденных, рассчитывая на то, что те не знают закона.
Охрана здоровья и лечение лиц, находящихся в заключении
Если на свободе любого человека болезнь порой ставит в безвыходное положение, то о положении осужденных и вовсе говорить не приходится. Им остается только изыскивать деньги (которых нет), выпрашивать у родных и платить. Иначе медицинской помощи они не получат.
В соответствии с нормами Европейских пенитенциарных правил (Рекомендация № К-2006) кабинетам министров государств-участников при рассмотрении обращений лиц, осужденных к лишению свободы необходимо соблюдать их права человека. Жизнь в местах лишения свободы должна быть, настолько это возможно, комфортной. Администрация пенитенциарных учреждений обязана обеспечить охрану здоровья всех заключённых этих учреждений.
Сотрудники учреждений исполнения наказаний несут ответственность за безопасность всех содержащихся там лиц, за их жизнь и здоровье. При этом руководство обязано принимать во внимание любые письменные или устные обращения и жалобы от заключённых. Тем более, когда права заключённого нарушаются или он испытывает физические страдания.
Практика ЕСПЧ по делам о ненадлежащим оказании медицинской помощи в местах лишения свободы
В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) предоставление необходимой медицинской помощи лицам в местах лишения свободы является обязанностью государства (п.п. 72 – 74 решения от 18.12.2008 г. по делу Ухань против Украины, заявление № 30628/02).
Так, общие принципы практики ЕСПЧ сформулированы в п.п. 77, 78 решения по делу Кущ против Украины, заявление номер 53865/11, окончательное от 03.03.2016 г., п. 149 решения по делу Корнейкова и Корнейков против Украины, заявление № 56660/12, окончательное от 24.06.2016 г. В документе указано: «…Суд неоднократно подчеркивал, что охрана здоровья заключённых лиц должна обеспечиваться надлежащим образом» (см. также решение по делу Кудла против Польши, заявление № 30210/96, п. 94 ECHR 2000-XI).
Отсутствие надлежащей медицинской помощи противоречит статье 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Ильхан против Турции, заявление № 22277/93, п. 87, ECHR 2000-VII и Сарбан против Молдовы, заявление № 3456/05, п. 90 от 04.10.2005 г.). В нем Суд указывает на то, что надлежащая медицинская помощь во время содержания в заключении остаётся самым важным элементом. Лишь тот факт, что заключённого осмотрел врач и назначил ему определенный вид лечения, не может автоматически означать, что медицинская помощь была надлежащей (Гумматов против Азербайджана, заявление № 9852/03 и 13413/04, п. 116 от 29.11.2007 г.).
Органы власти должны обеспечить полную фиксацию состояния здоровья лица, находящегося в заключении, в том числе данных о том, какая медицинская помощь была получена им во время пребывания в местах лишения свободы (Худобин против России, заявление № 59696/00, п. 83, ECHR 2006-XII). При этом Суд выделяет такие критерии, как оперативность и точность поставленного диагноза, а также доказательства предоставление помощи (Гумматов против Азербайджана, п. 115; Мельник против Украины, заявление номер 72286/01 от 28.03.2006 г.)
ЕСПЧ в своих решениях обращает внимание и на соблюдение медицинскими работниками таких требований, как регулярность и систематичность надзора за состоянием здоровья больных заключенных. На каждого должен составляться план терапевтических мероприятий. При этом целью лечения больных заключённых должно быть предотвращение ухудшения их состояния во избежание осложнений, а не устранение симптомов (Сарбан против Молдовы, заявление №3456/05, п. 79, от 04.10.2005 г. и Попов против России, заявление 26853/04, п. 211 от 13.07.2006р.).
Государственные органы власти также обязаны доказать, что ими были созданы все необходимые условия для фактической реализации назначенного лечения. Об этой обязанности упоминается в решении по делу Гумматов против Азербайджана п. 116. То же самое указано и в решении по делу Голомийов против Молдовы, заявление 30649/05, п. 117 от 07.11.2006 р. И, конечно, аналогичные выводы ЕСПЧ содержатся и в решение по делу Кучерук против Украины, п. 152.
Здоровье каждого одинаково бесценно
Итак, в соответствии с законом (и это подтверждает практика ЕСПЧ), государство обязано обеспечить физическое здоровье лица, лишенного свободы. Если заключённому не была оказана медицинская помощь и не было проведено необходимое и соответствующее лечение, то это следует расценивать как нечеловеческое и унижающее достоинство обращение.
Подобных решений касательно ненадлежащего лечения и медицинской помощи, вынесенных ЕСПЧ в отношении нашего государства – множество. Как показывает практика, в Центрах охраны здоровья Государственной уголовно-исполнительной службы Украины во всех областях ситуация остается без улучшений. А ведь решения ЕСПЧ, вынесенные им в отношении Украины, должны приниматься во внимание, чтобы устранить допущенные нарушения и избежать подачи новых исков. Эту практику нужно изучать и доводить до сведения сотрудников, работающих с осужденными.
Медицинские работники, которые игнорируют обращения за помощью, нарушают Клятву врача Украины, которую когда-то давали.
Такие сотрудники, как Ольга Шейна, которая умудрилась нарушить практически все пункты Клятвы врача, не должны работать в системе органов исполнения наказаний. Это не медицинский работник, а просто фашист. Да, фашист – не побоюсь этого слова, ведь свободу слова никто не может запретить. Как еще можно назвать врача, который игнорирует все обращения и не соблюдает права человека на жизнь и здоровье?
Основа всех человеческих отношений – это уважение друг к другу и отсутствие дискриминации по признакам социального статуса. Это уважение, независимо от того, кто перед тобой – свободный человек или осужденный. Я надеюсь на то, что всё таки в нашей стране эта ситуация изменится, и жизнь каждого человека, несмотря на его социальный статус, расу и национальность будет цениться так, как ценится европейцев и всех прогрессивных народов. Думаю, вывод наше правительство рано или поздно сделает, и справедливость обязательно восторжествует.
Желаю всем мира, добра, крепкого здоровья и благополучия.
С уважением
Раймонд