Олександр Ретівов
Достаточно лишь бегло просмотреть единый реестр юридических лиц и общественных формирований, чтобы убедиться в том, что сегодня в Украине существует настолько огромное количество общественных организаций, занимающихся вопросами переселенцев, что скоро, видимо, их станет даже больше, чем самих переселенцев.
Соцсети пестрят анонсами и приглашениями на всякие форумы, тренинги, «круглые столы» и пресс-конференции. Все постоянно что-то обсуждают и, казалось бы, при такой активности уже просто не должно остаться ни одного обездоленного и несчастного переселенца, никто не может быть обойден вниманием, а вокруг должны быть сплошь счастливые лица.
Так почему же, при такой показательной бурной деятельности, реальной помощи никто так и не увидел?
Ответ достаточно прост: цели не отвечают заявленным. Все эти «круглые столы» ведут, в конечном счете, исключительно к попыткам влезть в общественный совет при министерстве. В идеальном случае – можно влезть в рабочую группу, которая, разумеется, тоже ничего не решает и никому не поможет (кроме самих «общественников»).
То же касается и проведения всевозможных тренингов: это самый дешевый способ создать видимость активной деятельности. Да и что может быть проще и дешевле, чем зачитать то, что и так доступно на открытых ресурсах?
Все это нужно для формирования истории, необходимой грантодателю.
Все дело в том, что новосозданным организациям гранты уже никто не дает (не заслужили доверия), и чтобы получить грант, нужно создать историю активной деятельности. Мало кого волнует при этом тот факт, что видимость деятельности остается всего лишь видимостью, и реальной помощи она не принесет.
Другой способ формирования такой истории – проведение митингов.
…И акций протеста.
Наибольшего внимания, пожалуй, требуют мероприятия, которые очевидно глупы и бессмысленны: например, показательная голодовка под стенами американского посольства.
Другой пример – поджигание автомобильных покрышек, их последующее тушение и громкий самопиар с выкладыванием в Интернет видеороликов:
Или проведение автопробегов «в поддержку Донбасса».
На подобных мероприятиях отстаивают неизвестно что, при этом нет ни четких требований, ни предложений по решению проблемы.
Сами гранты, разумеется, – не зло и не преступление. Они действительно являются едва не единственным источником финансирования общественных организаций. Однако гранты будут эффективны только в том случае, если при этом они будут не проедаться, а использоваться по назначению – то есть, для реальной помощи реальным переселенцам.
Сегодня же картина, увы, весьма печальна: при таком изобилии организаций, заботящихся судьбой переселенцев, помочь последним просто некому.
Люди тщетно стучатся во все эти двери, а их данные лишь используют для оправдания гранта.
Самая чудовищная форма обмана, которую только можно встретить – обогащаться на напрасных надеждах самых несчастных, обожженных войной людях.
С этим, определенно, нужно что-то делать. В настоящее время мы совместно с единомышленниками работаем над обращением в Минюст, органы прокуратуры и в адрес зарубежных партнеров (доноров) с тем, чтобы провести надлежащую проверку деятельности организаций, якобы занимающихся проблемами переселенцев. Мы не питаем особых иллюзий относительного того, что проверка позволит привлечь к ответственности всех недобросовестных общественников, однако это поможет сформировать «черный список» таких общественных организаций с тем, чтобы предупредить народ об их нечестности.