Віталій Романюк
Latest posts by Віталій Романюк (see all)
- Переваги військової кар’єри, або Не бійтеся отримати повістку -
- Меморіал працівникам органів внутрішніх справ, загиблим під час виконання службових обов’язків -
- Довбичка: від стародавніх часів до сьогодення -
- Голодомор 1932 – 1933 років. Геноцид українського народу -
- Київський крематорій, Байкове кладовище -
Как нас сдувает в пропасть сквозняком из незакрытых окон Овертона: о легализации «прав» бродячих собак на уничтожение людей.
Технология
Обратите внимание: Джозеф Овертон не теорию предложил, и не просто изложил свои субъективные размышления — он описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.
Как это смело!
Тема стай бродячих собак (далее – шавла) и их права на уничтожение людей пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании.
По утрам по городу ездит обшарпаный уазик, в экипаже которого двое хмурых мужиков с мелкашкой, и отстреливает любое четвероногое, не привязанное к хозяину или будке. Редкие трусливые шавки прячутся по различным укромным уголкам, сбиваясь в небольшие стайки лишь в период своих тихих свадеб, во время которых претенденты на невесту предпочитают скорее убежать от более напористого конкурента, чем подать лай и быть услышанным и обнаруженным. Единственный городской сумасшедший, отиравшийся со слезами сострадания к живому мусору возле непритязательных ворот спецавтохозяйства, в которое свозили отстрелянные за день тушки, отправлен на лечение, и теперь учит заново слова родного языка. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление.
Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему прав бродячих собак из области немыслимого в область радикального.
У нас ведь есть свобода слова.
Так почему бы не поговорить о правах животных, в том числе – о праве выбирать себе в пищу людей?
Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём симпозиум по теме, например, «Городская фауна и ее взаимодействие с пригородной». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о находящихся на улицах городов безнадзорных собаках. Находим Пояркова, согласившегося разговаривать на данную тему – и вперед. Большего количества «ученых» и не требуется.
Как видите, о бродячих собаках, оказывается, можно предметно поговорить и при этом даже оставаться в рамках научной респектабельности.
Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества – к отношению более позитивному.
Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных зоозащитников». И пусть оно будет представлено лишь в Интернете — радикальных зоозащитников непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.
Во-первых, это ещё один факт высказывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие зоозащитники» в противовес другому пугалу — «японским девочкам, давящим острыми каблуками глаза котят» и «столичному быдлу, режущему глотки щенкам ради славы в интернете». Но о пугалах – чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про права животных британские учёные, французские актеры и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.
Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».
Почему бы и нет?
На следующем этапе Окно движется дальше и переводит тему бродячих собак из сферы радикального – в сферу возможного.
На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от научного знания? Про гуманность и ответственность общества за тех, кого приручили, про право на жизнь независимо от видовой принадлежности, про одинаковую ценность любой жизни, про права животных в конституциях развитых стран, про котов-мэров и собак, вынюхивающих рак среднего уха лучше любого томографа и т.д и т.п. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.
Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать бродячим собакам элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом, созвучным с ругательным “сука”.
Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.
Нет больше бродячих собак.
Теперь это называется, например, бездомные собаки. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.
Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Агрессивные хищники, разносчики массы заболеваний, вредители превращаются в бездомных собак, а затем в бездомных животных, в часть городской экосистемы, в полноценнных членов общества, в пострадавших от людской жестокости умнейших существ, в тех, кто “лучше людей”, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.
Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что нахождение бродячих собак на улицах может быть в принципе узаконено.
«В развитых странах животных не уничтожают, а стерилизуют!»
«В Германии права животных закреплены в Конституции!»
«В Америке в каждом городе есть приют»
«Собаки умнее дельфинов!»
«Собаки, испражняясь, ориентируются на магнитные полюса Земли!»
«В Швейцарии у каждой собаки есть свой адвокат!»
«В Европе среди популярных людей взято за правило усыновлять собак из приюта!»
А наши родные пословицы и поговорки – «собачья верность», «собака – друг человека», «братья наши меньшие»?
А наш «Белый Бим Черное Ухо»?
А Вицын?
А Джульбарс на Параде Победы на шинели Сталина?
А сенбернар с бочонком эля, раскапывающий лавину?
А «Шарик в гостях у Барбоса»?
А сказки про варежку и теремок?
А «посмотрите в эти глазки! Они же смотрят в душу, как их можно убить?!?»
Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести бродячих собак из под прицела «мелкашек» мужиков из спецавтохозяйства. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.
Так и надо
После того, как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.
Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.
«Хорошего человека собака не укусит»
«Они не нападают, а защищают свою территорию»
«Он сам виноват, нечего шляться»
«Собачек спровоцировали»
«Собачки хотели поиграть/проводить/спасти от приступа панкреатита»
«Стерилизованные стаи не пускают в города опасных трицератопсов и летучих енотовидных ланцетников»
«Никто не вправе решать, кому жить, а кому – умереть!»
«Коммунальщики – живодёры убивают безвинных собак»
«Догхантеры травят маленьких дорогостоящих собачек в парках культурной столицы!»
«Собачки ни в чем не виноваты»
«Нельзя убивать безнаказанно! Есть закон!»
«Чем лучше узнаю людей, тем больше я люблю животных!» и т.п.
В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают «пугала» — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников бродячих собак.
Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме расплодившихся стай — стараются упаковать вместе с «пугалами» и записать в радикальные ненавистники. Роль этих «пугал» — активно создавать образ сумасшедших психопатов: тупое синее быдло, маньяки, идиоты, по тупости или запредельной жестокости изощренно издевающиеся над любым теплокровным и выкладывающие свидетельства своей жестокости на всеобщее обозрение. Фотографии зверств репостят на всех сайтах и о всех соцсетях, показывают на ТВ и печатают в газетах.
При таком сценарии сами так называемые «зоозащитники» остаются как бы посередине – между «пугалами», на «территории гуманности», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов» всех мастей.
«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество всей своей историей обязано собакам, что они взрывали танки в войну и встречали станцию «Мир» на орбите, что это не гуси, а собаки спасли Рим и т.п. Теперь тему бродячих собак на улицах можно переводить из области рационального в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.
В хорошем смысле
Для популяризации темы бродячих собак необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности – и с современными медиаперсонами.
«Права животных» и «гуманность» массово проникают в новости и ток-шоу. Милые вельш-корги и лабрадоры мелькают в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах, на поводках актеров и президентов, в мультфильмах и бездарных репликах Дяди Степы-милиционера.
Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!»
«Разве вы не знали, что Вицын и Роксана Бабаян всю жизнь кормили стаи во дворах?»
«Несчастного Блувштейна хотели упрятать на принудительное лечение, за то, что он украл у службы отлова дворняжку»
«Великий Тарло вынужден быль уехать в Канаду, чтобы оттуда бороться с кровавой гэбнёй жЫвадерней»
Или полоумная бабка-алкоголичка…
…с дохлой псиной в кровати:
«Вернулась с Колизеей (тушка мёртвой собаки – прим моё)…. помыла ее в ванной, в пене душистой, сейчас сушу….. феном… (я наверное с ума просто сошла)….. просто Колизейка хотела бы ТАМ предстать как всегда опрятной….”
«Я нарядила мою Колизейку. Чепчик так и не показывали в свете, на прогулках…. купила его Колизее, чтобы солнце летом головку не напекало… Спит сейчас, зайка, на моей кровати…. тихая такая…. куколка моя светлая…..”
«А поздним вечером я ее уже похоронила (честно скажу – я с ней прямо на постели чуть поспала- она в кофточке своей и в чепчике-такая родненькая…)… а потом… ну что же… я же НЕ могу оставить Колизейку дома… ну и положила спать навсегда рядом с моими другими девочками…»
Как, вы не знаете, что на самом деле она – великая актриса?
А эти вышедшие в тираж «звезды» из нафталина – великие зоозащитники?
На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в масс-медиа, шоу-бизнесе и политических спекуляциях.
Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников из общественной палатки, хмельницких-красновых-новожиловых-клишасов-михеевых-фейковых расторгуевых и т.д.), отсекая от дискуссии специалистов.
Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».
Для оправдания уничтожения бродячими собаками людей используют очеловечивание шавла через создание им положительного образа через несуществующие качества и подвиги.
«В Аргентине бродячие собаки спасли девочку от педофила!»
В Полтаве «щенок – отличный-охранник» не грел жопу возле пьяни, уснувшей на асфальте, а «демонстрировал верность и преданность»
Это шавло, прикормленное на остановке – «Хатико, которое со времен самураев ждет своего хозяина, убитого перешедшими на людей догхантирами»
«Собачки хотели поиграть»
«А не надо было их боятся, они чувствуют страх, а у этого трехлетнего мальчика была фобия и он бы вырос жЫвадером. Да и мать его теперь небось не на лечение побирается, а на свой отдых на Бали!»
«Собаки съели мальчика в Новочеркасске, потому что мстили за отравленных салом с гвоздями щенков в Житомире»
«У животных нюх гораздо острее IQ людей и у них есть мораль и сострадание»
«Они нападают, потому что сами жертвы жестокости!»
«Это заложено в их природе!»
Такого рода выкрутасы — соль популярного бреда известных графоманок Хмельницкой и Тарнавской:
«64 Хатико на причале ждали своих хозяев, вывезенных белогвардейцами на барже в океан, не ели не пили, и сбились в небольшую никому не мешавшую стайку, потому что они дружны и чтобы охранять порт от японских шпионов. Мы расскажем вам трагическую историю своры отличных верных охранников, загрызшей 3-х человек виляя ффостиками! Кто вы такие, чтобы решать кому жЫть, а кому умереть в страшных муках??!»
Мы здесь власть
К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики.
Начинается подготовка законодательной базы. В Думу проводят Клишаса, Михеева и Милонова, в Раду – Ляшко. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников прав животных и противников отстрела. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новые догмы — «ответственное обращение с животными», «уголовная ответственность для малолетних живодеров» и «виноваты люди».
Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.
Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.
Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежна докатится до школ и детских садов, а значит, следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание.
Как сломать технологию
Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.
Вы хотите поговорить о том, что ваша мать — шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню? Доказать, в конце концов, что быть шлюхой — это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная выше технология. Она опирается на вседозволенность.
Нет табу.
Нет ничего святого.
Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?
Есть так называемая «свобода слова», превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие обществу бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.
Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?
Ты совершенно прав, в одиночку человек не может ни черта.
Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один — сделают люди, объединённые общей идеей. Оглянись по сторонам.
О том, как разбить “Окно Овертона”, читайте в следующей части.