Ірина Кременовська
Latest posts by Ірина Кременовська (see all)
- Кліматична тематика як зброя проросійських пропагандистів (розбір форуму «Глобальный кризис. Ответственность» від МГР «АллатРа») -
- Патріотичний ребрендинг «АллатРа» чи стара гра у новій обгортці? -
- Зняти плівку обману, або Як позбутися реклами проросійської секти -
- Серія робіт «Faces of war» Тамари Качаленко присвячена пам’яті жертв катастрофи на Каховській ГЕС -
- Клірик УПЦ (МП) Микола Данилевич виправдовував російську агресію та розпалював релігійну ненависть -
Дегуманизация, использование образа «общего врага», который подлежит физическому устранению – в нашей стране эти самые грязные приемы ведения информационный войны давно приобрели все признаки легализации насилия и терроризма.
«Обшить медведно» на украинский лад
Пять столетий назад, в эпоху позднего средневековья, при царе всея Руси Иване Грозном, который отличался крайней жестокостью и самолично изобретал новые, изощренные виды казней, появилось такое понятие, как «обшить медведно».
Казнь заключалась в том, что приговоренного зашивали в медвежью шкуру и спускали на него собак. Травля собаками, которые набрасывались стаей, продолжалась до тех пор, пока человека не разорвут насмерть.
Такие зрелищные виды казней собирали большие толпы народа, тем более, что на них присутствовал и сам Иван Грозный, любивший на это поглядеть: «Вот-то царю забава! Вот потеха-то!».
Для каждого образованного украинца, знающего историю, очевидна прямая связь этой средневековой жестокости с событиями, происходящими в нашей стране сейчас.
Дегуманизация и демонизация
В широком смысле дегуманизация – это действия, направленные на лишение субъекта прав принадлежности к человеческому роду. В области социальной психологии дегуманизация рассматривается как набор действий, в результате которых отдельные социальные группы, народы или расы воспринимаются как неполноценные и недостойные принадлежать к роду человеческому. Иными словами, все эти действия направлены на расчеловечивание, а их объектом может быть как конкретно взятый гражданин, так и определенные группы людей.
Дегуманизация имеет множество самых разнообразных форм, а в условиях современного общества проявляется как стойкая опасная тенденция, получившая свое развитие в методах ведения информационных войн.
Демонизация, в свою очередь, также является целью информационных кампаний, запускаемых для борьбы с деятельностью оппонентов, идейных врагов, критиков или просто несогласных. А эти кампании никогда не возникают сами по себе и не могут существовать без инициатора и без материальной составляющей. То есть, бесплатно и на «пустом месте», без указаний и координации этим никто заниматься не будет.
За любой информационной атакой всегда стоит ее организатор, он же – выгодополучатель. Им может быть как индивидуально действующий субъект, так и группа лиц. Например, это могут быть представители той или иной политической силы, общественной организации, движения, предприятия или корпорации, культовой или иной псевдорелигиозной группы – секты и т.п.
Легализация насилия и оправдание террора
Для достижения этой цели подключается определенный круг «СМИ», причем в него входят аффилированные с инициатором и, зачастую, ему же и принадлежащие или подконтрольные медиаресурсы. Также широко используются возможности социальных сетей.
Действуя целенаправленно, они начинают тиражировать заранее согласованный набор тезисов, состоящий из клеветы, недостоверных сведений, выдумок, слухов и домыслов. Достоверность сведений тут не имеет никакого значения, поскольку для накручивания толпы достаточно и тех триггеров, которые понятны людям и вызывают в них необходимые рефлексы. Как вариант, для сгущения красок используются всем понятные негативные нарицательные, либо ложные обвинения в деяниях, которые, безусловно, вызовут всеобщее осуждение.
При этом отсутствие подтверждающих фактов «компромата» и доказательств обычно компенсирует такой пропагандистский прием, как эмоциональная подача материала. В ход идет манипулирование самыми низкими чувствами людей – страха, гнева, отвращения.
Такие примитивные приемы разжигания ненависти направлены на то, что выбранную жертву сначала всеми способами демонизируют с помощью распространения дезинформации, приписывая ей самые негативные качества, а затем фактически объявляют вне закона и призывают к ее уничтожению.
Тут же, как правило, находятся желающие почувствовать себя «героями» и расправиться с тем, кто назначен на роль общего врага. Они, «бесстрашные борцы против абсолютного зла», находятся довольно быстро, особенно если за это уже объявлено вознаграждение или есть возможность получить другие выгоды.
Асоциальные идеи и возможность безнаказанно поучаствовать во всем том, что предлагает дегуманизация всегда, будто магнит, притягивают маргиналов, беспредельщиков и психопатов всех мастей.
Далее, когда новоявленные «герои» бросаются на «борьбу со злом» и совершают конкретные преступления, то рано или поздно их все же выявляют правоохранительные органы. И когда этих «борцов» задерживают, когда речь идет уже о привлечении к ответственности за конкретные преступления, то запускается новая «волна» информационной кампании – для «отбеливания» преступников и оправдания всего того, что они совершили.
Таким образом, происходит легализация насилия, издевательств, жестоких расправ, преследования и травли, погромов, убийств и террора. И дегуманизация служит лишь первым звеном в этой жуткой цепочке.
Кровавые игрища псевдогуманистов
Во всех случаях, для того, чтобы нейтрализовать идейного «врага», в первую очередь, ему пытаются нанести максимальные репутационные потери, чтобы лишить авторитета и поддержки. За счет этого организаторы таких информационных атак рассчитывают снизить влияние их оппонентов на мнение людей – именно за это и ведется «борьба».
Примеров таких кампаний по дегуманизации и демонизации – множество. Причем самые жестокие из них реализуются как раз таки теми, кто позиционируют себя как «великие гуманисты».
Речь идет не только о таком движении, как «зоозащита», поскольку наше общество сегодня, к сожалению, имеет множество аналогичных примеров. Чего стоят одни только митинги против эвакуированных украинцев из Китая… За этим откровенно абсурдным явлением наблюдала как вся Украина, так и далеко за ее пределами. Напомним, митинги против эвакуации граждан из Уханя вспыхнули во Львовской и Тернопольской областях, а в Новых Санжарах Полтавской области и вовсе переросли в столкновения с полицией. При этом протестующие из числа местных жителей, вооружившись мифом об инфекционной угрозе, буквально закидали камнями автобусы с эвакуированными.
А что касается псевдозоозащитников, то они под видом защиты нравственности общества выступают якобы за гуманизм и «права» животных, тогда как на деле вся их активность – это дегуманизация в отношении людей.
Все те, кто не согласен с господством на улицах стай безнадзорных бродячих собак, за которых никто не несет ответственности, становятся объектами их ненависти, преследований и физических расправ.
Та же участь постигает и каждого, кто возьмется за раскрытие и разоблачение финансовых и других афер псевдозоозащитников, где обороты денежных средств исчисляются миллионами гривен, ведь под угрозой окажется их сверхприбыльный «бизнес». Запугивание людей направлено, в первую очередь на то, чтобы заставить всех других молчать.
В качестве примера давайте разберем одну технологию пропаганды, которая особенно активно применялась в Украине в течение последних пяти лет.
Создание и использование образа «общего врага»
В целом такая тактика – удел слабых и тех, кто чувствует внутреннюю неуверенность и страх перед ближайшим окружением. Когда индивид, принадлежащий к определенной деструктивной группе, объединенной общими целями и единой идеологией, наблюдает, с какой беспощадностью его соратники расправляются с внешними «врагами» или «отступниками», он начинает испытывать вполне обоснованный страх, что однажды и сам окажется на месте такой жертвы, если станет изгоем и лишится поддержки группы.
А для того, чтобы обезопасить себя внутри группы, отвести от себя гнев этого ближайшего окружения, он ищет способы срочно направить его против кого-то другого, кого можно назначить на роль «общего врага», дабы укрепить лояльность к себе и снять с себя всю ответственность за происходящее.
Для чего это нужно: посредством пропаганды в некоторых «СМИ» и в соцсетях продвигается идея ненависти к врагу, которая необходима для групповой травли, ведения «борьбы», а главное – для объединения вокруг себя союзников и деморализации противника.
У нас эту тактику создания образа врага активнее всех применяет агрессивное меньшинство – так называемая «зоозащита». Впрочем, это не просто меньшинство, а малая группа наиболее маргинализированных элементов, состоящая из безработных и аферистов, побирающихся в соцсетях. Это явление до сих пор существует лишь благодаря тому, что держится исключительно за счет идеи «великой борьбы». А на эту роль этого воплощения «абсолютного зла» был назначен отдельно взятый украинец – «общий враг», борьба с которым объединяет эту кучку социопатов.
В данном случае обычный гражданин, и на самом деле – добрейшей души человек, адвокат и журналист Алексей Святогор, был назначен на роль агрессора, представляющего собой угрозу и преследующего только разрушительные цели.
Естественно, лично никто из «воителей» с ним не знаком и никогда не имел дела – да и ведь так проще «бороться», принимая на веру любые выдумки.
Люди и нелюди («гуманисты» против «живодеров»)
Один из распространенных примеров – люди и «нелюди», или «гуманисты» против «живодеров». Здесь задействован весь набор приемов, направленных на создание устойчивого стереотипа о личности, а именно о конкретном человеке, а попутно – о группе тех, кто придерживается аналогичных взглядов.
В нем можно четко проследить наличие всех атрибутов, на которых строится дегуманизация.
Во-первых, ряд медиапомоек, обитатели виртуальных миров Фейсбука и отдельные публичные лица используют одинаковые посылы и тезисы для изображения Алексея Святогора исключительно в одном «свете», приписывая ему образ маньяка и кровожадного монстра, напрочь лишенного каких-либо моральных качеств.
Доказательств его «злодеяний», естественно, нет – все они из серии «одна баба сказала» или «об этом написано в Фейсбуке». Их тактика примитивна – ложь, угрозы и запугивания. В любой цивилизованной стране авторы этих шизоидных публикаций отправились бы за решетку или заплатили бы крупный штраф.
К примеру, вы знаете, почему в Германии граждане приучены отвечать за свои слова? Немцы тысячу раз подумают перед тем, как высказать или написать что-либо нелестное по отношению к другому человеку. Дело в том, что в соответствии с уголовным законодательством ФРГ нет различий в том, чтобы высказать угрозу и совершить то же действие. Словесные и письменные угрозы причинением физического вреда («я тебя убью», «зарежу», «вас надо отстреливать и сжигать» и т.п.) приравниваются к аналогичным преступным действиям и влекут то же уголовное наказание, что и за совершенные деяния.
А у нас такое поведение стало считаться нормой, причем пример гражданам подают сами политики и другие обличенные властью.
Во-вторых, сам образ «общего врага» создается в соответствии с манихейским учением: борьба Света и Мрака, Добра и Зла. То есть намеченная жертва объявляется злом, с которым необходимо бороться.
Приписанный Алексею Святогору образ «кровавого монстра» стимулирует страх общества перед неизвестным, преследуя цель сплочения определенной электоральной биомассы перед лицом врага.
Ведь, как известно, лучший способ доказательства демонической природы врага – яркие картинки зверств, потому в них и используются образы безневинных и бессловесных братьев наших меньших – милых песиков, которые «лучше людей» и «никогда не предадут». Картинки, ясное дело, взяты из Google – фото из России, Китая, Индии, Пакистана, Кореи, Турции и еще неизвестно откуда.
Здесь следует отдельно подчеркнуть, что громогласные заявления о «тысячах жестоко замученных собачек» не подкреплены ни единым доказательством, что открыто признают и сами «защитники».
В-третьих, организатором такого бесчеловечного уничтожения выступает государство в лице конкретных чиновников, занимающих те или иные должности в соответствующих органах. Именно с их подачи успешный адвокат и слишком принципиальный журналист вот уже четвертый год подряд (первые покушения начались в 2016 г.) балансирует на грани жизни и смерти.
Любые попытки публичного оправдания насилия должны наказываться самыми жесткими мерами
Ответственность за последствия пропаганды ненависти и жестокости в обществе, за одобрение экстремизма, терроризма и жестоких расправ над людьми лежит, в том числе, и на заангажированных «СМИ», раздувающих эту тему.
Это с их подачи кровавые убийства людей и самые садистские расправы преподносятся так, что это начинает считаться не просто нормой жизни, а даже проявлением какого-то героизма. Они ведь тоже прекрасно понимают, что они делают и для чего.
Сейчас их цель в том, чтобы запугать других и дать понять: посмеешь заикнуться о том, что деньги налогоплательщиков идут псам под хвост и банально разворовываются – и тебя объявят «живодером» и устроят не только травлю, но и устранят физически.
Посмеешь намекать на то, что во время войны в стране, где большая часть населения живет за чертой бедности, тратить десятки миллионов на программы «стерилизации и выпуска в среду обитания» бродячих собак – это преступление – и на тебя натравят стаю…
А будешь жаловаться на то, что в стране нет вакцин от бешенства, что бродячие псы, выброшенные заботливыми стерилизаторами в города, а от их покусов лечись ты сам – тебе просто проломят голову.
О нападениях собак на людей в таких «СМИ» даже не вспоминают. Как не вспоминают и о том, какие опасные заболевания распространяют эти хищники, сколько людей заразились такими инфекциями, как дирофиляриоз, и сколько людей умерли от бешенства после укусов таких животных.
Там считается нормальным «скармливать» телезрителям ложь и свою картину мира под видом авторитетной правды, и объявлять вне закона любого, кто усомнится в том, что черное есть белое.
И восхваляя действия преступников, которых, кстати, и накрутили такими телекартинками, сюжетами, публикациями, поэтому они и превратились в фанатиков, которые нападают средь бела дня и готовы буквально разорвать того, на кого им прикажут «фас», не боясь никакой ответственности, ведь они уверены в том, что совершают нечто доброе и благое.
Поэтому и уголовную ответственность за пропаганду насилия и жестокости должны нести конкретные лица из числа продюссеров, выпускающих редакторов и сценаристов, – те, кто создали ту или иную пафосную передачку, одобряющую кровавые расправы над неугодными и выпустили ее в эфир.
Отвечать за последствия должны они, но никак не рядовые граждане, которые каждый день ходят по улицам и видят эти стаи бродячих собак, а многим доводилось и ощутить на себе их зубы, а потом за свои же деньги лечиться и доставать вакцины, которых буквально днем с огнем не найти.
Такое явление, как дегуманизация опасно не только для тех, кто уже пострадали от него, но и для всего общества, которое дискредитирует само себя, допуская подобное, будто нечто обыденное. Это угроза для каждого из нас и, в целом, для государства, поскольку углубляется раскол в обществе, нарастает агрессия, а насилие становится нормой жизни.
Ведь если со стороны государства не предпринимались меры к тому, чтобы пресечь такую тенденцию, значит, среди представителей власти существовала заинтересованность в ней. Значит, дегуманизация была нужна кому-то именно в качестве оружия, с помощью которого можно было отвлекать внимание от решения реальных проблем или сводить счеты со своими личными врагами…