Раймонд Коломбай
Latest posts by Раймонд Коломбай (see all)
- Шляхи гуманізації покарання у вигляді довічного позбавлення волі -
- Адміністрація ДУ «Чернівецький слідчий ізолятор» не дозволяє ув’язненим спілкуватися з рідними -
- Про ситуацію в ДУ «Надержинщинська виправна колонія» -
- Эвакуация заключенных из учреждений, оказавшихся в зоне боевых действий -
- Донецкая областная прокуратура не видит оснований для пересмотра судебного решения -
Недавно во многих медиа прошла новость о том, что Офис Генерального прокурора инициирует законодательные изменения по пересмотру наказания за злостное неповиновение требованиям администрации учреждений исполнения наказаний.
Нарушение прав человека в пенитенциарной сфере
Также Офис Генерального прокурора готовит рекомендации для областных прокуратур по поводу более взвешенного отношения к оценке и квалификации правонарушений, совершенных в местах лишения свободы. Такие решения были наработаны в ходе «круглого стола» под председательством заместителя Генерального прокурора Алексея Симоненко. Участие в обсуждении приняли, в частности, Международная организация «Dignity», ОО «Украина без пыток», ОО «Украинский институт по правам человека», БО «Freezone», представители Государственной уголовно-исполнительной службы и Министерства юстиции Украины, а также профильного подразделения Офиса Генерального прокурора по противодействию нарушению прав человека в правоохранительной и пенитенциарной сферах.
Европейский комитет по предотвращению пыток во время своих визитов в Украину неоднократно обращал внимание на нормы статьи 391 УК Украины. Данная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до трёх лет за злостное неповиновение требованиям администрации учреждений отбывания наказаний. В своих отчётах за 2017 и 2018 годы Комитет требовал от Украины отменить статью, поскольку подход к работе с «тяжёлыми» заключёнными, не подчиняющимся требованиям администрации, в виде последовательного наложения на них дисциплинарных санкций нарастающей тяжести, а затем уголовного наказания в виде дополнительного заключения чрезмерен и не должен использоваться.
По данным Офиса Генерального прокурора в течение 2019 – 2021 годов было вынесено 262 приговора по этой статье. Все приговоры вступили в законную силу. При этом в подавляющем большинстве случаев злостное неповиновение со стороны заключенных проявилось в форме отказа осуждённого от уборки помещения, участия в благоустройстве территории, прохождения личного освидетельствования, выхода из помещения камеры, приведения одежды в надлежащее состояние, прибытия на заседание дисциплинарной комиссии и т.п. Такие же нарушения в других случаях квалифицируются как дисциплинарное правонарушение, а не как преступление.
Почва для злоупотреблений
Только в трети уголовных производств приобщены видеозаписи, подтверждающие факт совершения осужденным злостного неповиновения представителю администрации, которые в дальнейшем приобщаются судами как вещественные доказательства. Представители правозащитных организаций неоднократно указывали на то, что отсутствие четкого определения объективной стороны этого преступления создает основу для разного рода злоупотреблений со стороны администрации пенитенциарных учреждений и органов досудебного расследования. Они фактически имеют возможность применять за одни и те же правонарушения узников как дисциплинарную, так и уголовную ответственность.
Что интересно, так это то, что уже на протяжении длительного времени происходил и происходит далее этот сплошной беспредел как в СИЗО, так и в колониях. Причем ни органы прокуратуры, ни суды, ни даже омбудсмен вообще не вмешивались и продолжали делать вид, как будто ничего не происходит.
И вот, под конец 2021 года был проведен круглый стол, участники которого озаботились поиском путей решения проблемы разного толкования этой нормы уголовного законодательства. Но здесь не обсуждать нужно, а действовать. Ведь люди как страдали, так и продолжают страдать.
Думаю, излишне напоминать о том, что зачастую бывает так, что арестованный или осуждённый не совершали нарушений Правил внутреннего распорядка, а его все равно подвергают наказаниям за неповиновение администрации. Как в таких условиях защитить себя от произвола? Выдержка, готовность отстаивать свою правоту и, наконец, огромное терпение – даже таких качеств бывает недостаточно для того, чтобы в судебном порядке добиваться отмены несправедливых наказаний.
Увы, наша реальность такова, что многие отбывают наказание в колониях за чужие преступления. Им точно так же приходится доказывать свою невиновность. И каждая история затягивается на долгие годы. Нередко случается и такое, что человек получил наказание по самой строгой санкции статьи, тогда как в действительности он совершил куда менее тяжкое противоправное деяние. Но ему приходится в течение многих лет доказывать несправедливость наказания и выдвинутых против него обвинений.
Обсуждать легко, помочь людям – куда сложнее
Обращаясь к нашим уважаемым руководителям правоохранительных структур, омбудсмену и народным избранникам Украины следует сказать, что обсуждать какую-либо проблему, безусловно, легко. Это создает видимость участия и «серьезной озабоченности». Совсем другое дело – это оказать реальную помощь людям – гражданам своего же государства, которые сейчас находятся в заключении. Несмотря на то, что они получили наказание за те или иные правонарушения, никто не отнимал у них гарантированные Конституцией Украины права человека. Никто не может отнять у них и честь, и достоинство, и моральные принципы. Эти базовые ценности должны присутствовать во всем, независимо от того, находится ли человек в заключении или на свободе. Мораль одна для всех.
С позиции защиты прав человека, принуждение к труду и исполнению явно преступных приказов, исходящих от сотрудников учреждений (по сути – садистов в погонах) – это грубейшее нарушение. А такие случаи происходят регулярно в ряде учреждений Харьковской, Запорожской и других областей. Отдельно следует упомянуть об учреждениях №№ 25, 100 и 77. Впрочем, и во многих других учреждениях ситуация не слишком отличается. Там людей не только жестоко истязают, но и убивают за то, что они не исполняют требование администрации учреждений.
Так что обсуждать за «круглыми столами» здесь особо нечего. Необходимо браться за дело, и немедленно. Ведь мы считаемся демократическим государством. Наша страна ориентирована на европейские ценности. Мы недаром приняли прямой курс на интеграцию в Европейский союз, где права человека и их защита были и остаются главным приоритетом. Поэтому не выйдет так, чтобы говорить одно, а делать иное. Совдеповский режим и покрой – это то, от чего избавиться сложнее всего. Действуйте, уважаемые.
А нашим читателям желаю всех благ, здоровья и благополучия.
С уважением
Раймонд