Олександр Ретівов
О том, как пока толпа шумела под парламентом в поддержку языкового закона, по судьбоносности сравнимого, пожалуй, только с Томосом, а тем временем (как впрочем и всегда, когда происходит подобный шум), Анти-монопольный комитет Украины разрешил Ринату Ахметову завладеть “Киевоблэнерго” и “Одессаоблэнерго”, писать я не стану. Об этом не упоминал, разве что, только ленивый. Поэтому я обращу ваше внимание на вещи куда более приземленные, связанные с самыми первобытными мотивами, а именно – жадностью. Она, как известно, движет алчными и малодушными людьми испокон веков, и лучше всего видна на уровне среднего звена: где-то между высшим органом управления и низшим звеном, – как, например, окружных избирательных комиссий (ОИК), занимающих в аккурат такое место между Центральной избирательной комиссией (ЦИК) и участковыми избирательными комиссиями (УИК).
О масштабном фиаско с фондом заработной платы на ОИК №218 я уже рассказывал ранее. На сегодня, к сожалению, ситуация особо не изменилась, за исключением выплаты суточных за последний день марта (день голосования по первому туру). Однако нет предела жажде обогащения, и на очереди – целый остросюжетный триллер, озвучить который станет возможным лишь после окончания проверки КРУ и надлежащих следственных действий. Однако кое-что по мелочи можно представить и сейчас. Да, это не будет преступлением века, да и сумма тут не головокружительная, но эта мелочность на уровне одной ОИК как раз и порождает коррупцию в масштабах. Плюс, не забывайте, что в Украине действует 213 окружных комиссий, плюс заграничная, но ее, я надеюсь, можно в расчет не брать.
Так вот, элементарное дело – транспорт и канцелярские товары. Транспортных услуг, состоящих в одноразовой доставке членов 77 УИК с бюллетенями и полицейским к своим УИК и обратно в день подсчета было предоставлено на 157 270 грн. Все эти перевозки (кроме семи УИК в Оболонском районе) проходили в пешей близости от окружной комиссии. По самым скромным подсчетам, но с учетом расценок элитного такси, на указанную сумму можно было наездить примерно 52 423 км. Налицо – “откат” минимум в половину, а то и более.
Теперь – канцелярские товары. На них из бюджета ОИК было потрачено 149 287 грн., что при сравнении со средней рыночной ценой примерно вдвое дороже. Схема – та же, очевидно, но и не это самое мерзкое. Членам участковых избирательных комиссий приказали сдавать полученную канцелярию обратно в ОИК, хотя ее стоимость уже оплачена за счет средств государственного бюджета Украины. Пребывая на месте, мне удалось отсечь такой возврат двух калькуляторов, степлеров и прочей мелочевки, вернув их представителям УИК, но пока меня на месте не было, такого добра уже собрали полный картонный ящик. Примечательно, что те же калькуляторы было велено возвращать в коробках, предав им товарный вид. Ну а что? Первый раз получаем с этой канцелярии на “откате”, а потом еще ее и продаем – безотходное производство, так сказать…
Разумеется, вы можете решить, что это – мелочи, и в масштабах страны не столь значимо, как хищения в том же “Оборонпроме”, но именно с мелочей, где контроль практически равен нулю, и начинается коррупция. Никто не рождается министром или депутатом – все начинают свой путь с малого и учатся, осваивая “откаты”, дерибан, наживу на всем возможном. Стоит ли потом удивляться, что по мере карьерного роста человека растут и его аппетиты, становясь непомерными? Вопрос, разумеется, риторический.
Продолжение следует.