Что нужно знать об основаниях для запрета секты Константина Руднева “Ашрам Шамбалы”

The following two tabs change content below.

Ірина Кременовська

кандидат юридичних наук, старший науковий співробітник; головний редактор загальнодержавного бюлетеня "ГОВОРИ!", e-mail: govory.red@gmail.com

«Ашрам Шамбалы» справедливо называют одной из самых опасных сект не только всего постсоветского пространства, а и всего мира. И это – не преувеличение. Созданная в 1989 г. в России религиозная группа, основателем и лидером которой был (и остается) Константин Руднев, разрослась в деструктивный культ и давно вышла за пределы стран бывшего СССР. За эти годы через нее прошли десятки тысяч людей – преимущественно молодого возраста, которые уезжали на поиски загадочной Шамбалы и готовились постигать некие уникальные знания под руководством «Учителя Калки», но домой возвращались немногие.

 

Пропавшие без вести, покончившие с собой или умершие в секте от голода и истязаний уже никогда не смогут рассказать о тех ужасах, которые им пришлось там испытать. Сотни семей так и не дождались своих детей, они годами находятся в розыске и не выходят на связь с родными – в секте им внушают настолько сильную ненависть к самым близким людям, что они обрывают с ними все связи.

 

После вынесения обвинительного приговора Константину Рудневу, по которому он получил 11 лет лишения свободы, была запрещена и деятельность религиозной группы на территории РФ. Однако и это обстоятельство не остановило фанатиков, преданных своему лидеру – теперь он продолжает руководить сектой из мест лишения свободы черед доверенных и особо приближенных лиц – наставниц (в частности, речь идет об Оксане Спиридоновой, она же – «жрица Артемида», в данное время выполняющей роль руководителя).

 

А сама секта сменила называние – теперь это «Школа Организаторов» с центром в г. Москве (РФ) и значительно расширила географию своей деятельности – теперь это Украина, Казахстан, Германия, США и другие страны, где действуют координаторы – «выпускники школы» Константина Руднева под разными наименованиями (к примеру, это Академия женской мудрости АЛЬМА и подобные группы, зачастую не имеющие государственной регистрации (иными словами, действующие нелегально). Они не слишком многочисленны, однако это не уменьшает того вреда, который несет их деятельность для общества, прав, свобод, здоровья и жизни людей, поскольку при их посредничестве продолжается вербовка людей в секту, в частности, набор девушек для «гарема» Константина Руднева, где после его возвращения из колонии они готовятся родить от него нового мессию.

 

“Просветленный гуру” Константин Руднев и его ученицы

 

Во многих публикациях и видеосюжетах, посвященных данной теме, хотя в них и приводятся интересные факты, свидетельства пострадавших и доказательства деструктивной деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы», картина все же остается неполной, вследствие чего люди недооценивают реальные масштабы проблемы, а кто-то и вовсе и не усматривает ее. Поэтому для того, чтобы составить полное и объективное понимание о тех угрозах, которые несет переименованный культ Константина Руднева, обращаться необходимо к первоисточникам – а именно, к официальным документам, в которых отражены основания для признания деятельности данной религиозной группы деструктивной и о ее запрете.

 

Ниже приведен полный текст судебного решения по делу № 3-11/2014 г. о запрете деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы».

 


 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 

11 апреля 2014 года                                                                                                                                   город Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Быковой В.Б.

при секретаре Семенниковой А.В.

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Еськовой Ю.С., старшего помощника прокурора Новосибирской области Астафьевой И.П.,

заинтересованного лица Руднева К.Д.,

представителей заинтересованного лица Сазоновой Т.Г., адвокатов Нижинского А.Л., Терехова К.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц о запрете деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы»,

 

установил:

 

Прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просил запретить деятельность религиозной группы «Ашрам Шамбалы».

 

В обоснование заявленных требований указал, что религиозная группа «Ашрам Шамбалы» создана в 1989 году в г. Новосибирске Рудневым К.Д. и представляет собой псевдотантрическую неоязыческую тоталитарную секту с деструктивным культом, деятельность которой сопряжена с насилием и побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

 

С целью отличия от иных религиозных объединений Руднев К.Д. дал созданной религиозной группе название «Ашрам Шамбалы». Одновременно с указанным названием в деятельности религиозной группы использовались и иные названия: «Путь к счастью», «Путь в Беловодье», Алтайский «Ашрам Шамбалы», «Школа богинь», Академия оккультных наук.

 

Для вовлечения в религиозную группу неопределенного круга лиц Руднев К.Д. разработал учение, которое изложил в собственноручно написанной книге «Путь дурака».

 

В основу этого религиозного учения, содержащего извлечения из буддизма, индуизма, шаманизма, мистических восточных учений, а также индийского учения – йога, Руднев К.Д. заложил отрицание общепринятых ценностей морали и нравственности, а именно: отрицание семьи как института общества, необходимости рождения и воспитания детей, крайне негативное отношение к матери, как к причине проблем и неудач.

 

В учении Руднева К.Д. пропагандируется отказ от исполнения гражданских обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию, уходу за престарелыми родителями, асоциальный образ жизни, выражающийся в отказе от семейной жизни, получения среднего и высшего профессионального образования, работы, а также разрыв отношений с близкими родственниками.

 

С целью создания религиозной группы, вовлечения в нее неопределенного круга лиц и пропаганды религиозного учения религиозной группы «Ашрам Шамбалы» Руднев К.Д. и участники религиозной группы под прикрытием обучения йогой проводили платные занятия и семинары, на которых распространяли книгу «Путь дурака».

 

В ходе этих занятий проводился отбор лиц, потенциально подходящих по своим психологическим качествам в члены религиозной группы, а также имеющих проблемы в личной и семейной жизни, во взаимоотношениях с родителями. В дальнейшем этим лицам активно пропагандировалось религиозное учение Руднева К.Д. с побуждением к отказу от исполнения своих гражданских обязанностей и асоциальному поведению.

 

После принятия религиозного учения и образа жизни участника религиозной группы «Ашрам Шамбалы» вовлеченные лица, получив статус «адепта» или «садхака», направлялись в жилые помещения, так называемые «Преддверия Ашрама». Там для подавления их волеизъявления и подчинения желаниям и воле Руднева К.Д. на них оказывалось психическое и психологическое насилие в виде разработанных им специальных методов агрессивного внешнего воздействия на психику, которые активно применялись в отношении вовлекаемых лиц в совокупности с принуждением их к изнурительным физическим упражнениям и внушением культа личности Руднева К.Д.

 

Результатом применения указанных методов явились формирование у вовлекаемых лиц стойкой психологической зависимости от Руднева К.Д. и от окружения в религиозной группе «Ашрам Шамбалы», страха перед социальными связями и отношениями вне ее, а также контроль за действиями и волеизъявлением «адептов» и «садхаков», их подчинение его воле и желаниям и длительное удержание их в религиозной группе «Ашрам Шамбалы».

 

В соответствии с идеологией Руднева К.Д. в религиозном объединении одни его члены применяли насилие к другим, в частности, избивали и истязали их.

 

Кроме того, Руднев К.Д., применяя указанные методы, добился контроля над действиями и волеизъявлением лиц женского пола, вовлеченных в религиозное объединение «Ашрам Шамбалы», с целью дальнейшего вступления с ними в половые отношения. Приговором N районного суда от ДД.ММ.ГГГГ он признан виновным в совершении насильственных действий сексуального характера (часть 1 статьи 132 УК РФ) и изнасиловании (часть 1 статьи 131 УК РФ).

 

Прокурор указывает, что добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения учения Руднева К.Д., осуществляемое без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, свидетельствует о том, что «Ашрам Шамбалы» является религиозной группой.

 

Факт создания религиозной группы «Ашрам Шамбалы», ее деятельность на территории Новосибирской области, которая сопряжена с насилием и побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также то, что Руднев К.Д. является создателем и руководителем религиозной группы «Ашрам Шамбалы» установлены приговором N районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

 

Судом установлено, что в своей деятельности религиозная группа «Ашрам Шамбалы» посягает на личность, права и свободы граждан, принуждает к разрушению семьи, наносит ущерб нравственности и здоровью граждан, побуждает граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

 

Из широкого круга лиц, вовлеченных в религиозную группу «Ашрам Шамбалы», установлены БВГ, ГАБ, ДАС, ЕТА, ИОГ, ПВН, ЖАИ, ВАМ, БВС, ЕСС, КЮО, КВВ, САВ, ГВВ, которые в результате участия в религиозной группе отказались от исполнения гражданских обязанностей и оказались социально дезадаптированными, что повлекло причинение морального вреда их близким родственникам.

 

Результатом деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы» явилось нарушение закона со стороны ИОГ, отказавшегося от заботы и помощи своей матери ИВП, которая в силу здоровья и возраста нуждается в них, со стороны БВС, которая перестала заботиться о своих несовершеннолетних детях; заболевание БВС и ГАБ психическими расстройствами и ухудшение психического состояния САВ; разрушение семейных и родственных отношений, прекращение обучения в средних и высших специальных учебных заведениях, отказ от получения профессионального образования, отсутствие стремления работать и посвящение себя служению Рудневу К.Д.

 

Указанным приговором установлены не только цели создания Рудневым К.Д. религиозной группы «Ашрам Шамбалы», но и факты совершения им ряда преступлений. Руднев К.Д. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 239 УК РФ, частью 1 статьи 132, частью 1 статьи 131 УК РФ, частью 1 статьи 30, пунктом «г» части 3 статьи 228-1 УК РФ.

 

Уголовное дело № в отношении неустановленных участников религиозной группы «Ашрам Шамбалы», в чьих действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 239 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.12.2011 №420-ФЗ), находится в производстве СО по Советскому району г. Новосибирска СУ СКР по Новосибирской области.

 

На основании статьи 14 Федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях» прокурор Новосибирской области просит запретить деятельность религиозной группы «Ашрам Шамбалы».

 

В судебном заседании прокуроры, участвующие в деле, доводы заявленных требований поддержали в полном объеме, пояснив, что требования о запрете деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы» основаны на абзацах 6, 7, 8, 13 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», каждое из которых является самостоятельным основанием для запрета деятельности религиозной группы в судебном порядке. Поскольку Руднев К.Д. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 239 УК РФ – создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, иным причинением вреда их здоровью, с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, к совершению иных противоправных деяний; частью 1 статьи 131 УК РФ – изнасиловании, частью 1 статьи 132 УК РФ – совершении иных действий сексуального характера; частью 1 статьи 30, пунктом «г» части 3 статьи 228.1 УК РФ – приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере, а в силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом, то заявленные требования подлежат удовлетворению.

 

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Руднева К.Д., участвующего в деле в качестве руководителя религиозной группы «Ашрам Шамбалы», адвокат Терехов К.И. возражал против заявленных требований, пояснив, что прокуратура не привела каких-либо доказательств, подтверждающие изложенные в заявлении обстоятельства. Утверждения прокуратуры также не нашли подтверждение и в материалах уголовного дела, на которые она ссылается. В приложенных к заявлению о запрете деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы» экспертных заключениях имеются вопросы правового характера, что недопустимо. Также указал, что книга «Путь дурака» является художественной литературой, и ее авторство не принадлежит Рудневу К.Д. Полагает, что инкорпорация материалов уголовного дела в гражданское судопроизводство недопустима. Также пояснил, что запрет деятельности группы не имеет никакого смысла, поскольку Руднев К.Д., которого прокуратура называет лидером группы, находился под стражей с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание к лишению свободы сроком ххх лет.

 

Представитель Руднева К.Д. Сазонова Т.Г. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснив, что в ходе судебного разбирательства по уголовному делу Руднев К.Д. неоднократно давал показания, что никакой религиозной организации, объединения с названием «Ашрам Шамбалы» он не создавал, с ДД.ММ.ГГГГ он находится под стражей и в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы, что говорит о невозможности быть создателем и тем более руководителем какой-либо организации. Так как к данной организации Руднев К.Д. не имеет никакого отношения, о ее основании и руководителях ему ничего не известно, оснований для привлечения его к рассмотрению дела по заявлению прокурора о запрете деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы» в качестве создателя и руководителя не имеется.

 

В судебном заседании Руднев К.Д., участие которого было обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, что не противоречит положениям статьи 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявленных требований прокурора Новосибирской области не признал в полном объеме, поддержав пояснения своего представителя адвоката Терехова К.И. и представителя Сазоновой Т.Г. пояснив, что в ходе рассмотрения уголовного дела не были допрошены ряд свидетелей и потерпевших, и он полагает, что обстоятельства, указанные в заявлении, не доказаны.

 

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявление прокурора Новосибирской области о запрете деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы» обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 

В соответствии со статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

В соответствии с частью 2 статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

 

В соответствии со статьей 11 вышеуказанной Конвенции каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (часть 1). Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (часть 2).

 

Согласно части 3 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

 

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (пункт 1). Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций (пункт 2).

 

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы её участниками.

 

Пунктом 2 статьи 14 вышеуказанного закона установлено, что основаниями для запрета деятельности религиозной группы в судебном порядке являются:

 

  • принуждение к разрушению семьи (абзац 6);
  • посягательство на личность, права и свободы граждан (абзац 7);
  • нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий (абзац 8);
  • побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий (абзац 13). Все вышеуказанные основания изложены прокурором в обоснование заявленных требований о запрете деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы».

 

Право обращения в суд с заявлением о запрете деятельности религиозной группы предоставлено, в том числе, органам прокуратуры (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ), таким образом, суд полагает, что прокурор Новосибирской области вправе обратиться с данным заявлением.

 

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 

Определением судьи Новосибирского областного суда от 13 марта 2014 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству Рудневу К.Д., как указанному прокурором Новосибирской области в поданном заявлении руководителю религиозной группы «Ашрам Шамбалы», была направлена копия заявления прокурора и предложено представить возражения по существу данного заявления, а также доказательства своих возражений в срок до 03 апреля 2014 года, разъяснены процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Копия данного определения, а также копия определения судьи Новосибирского областного суда от 13 марта 2014 года о назначении судебного заседания на 09 апреля 2014 года с копией искового заявления прокурора Новосибирской области, были получены Рудневым К.Д. лично 21 марта 2014 года, о чем свидетельствует расписка (л.д.186, 190), что не оспаривалось Рудневым К.Д. и его представителями в судебном заседании. Таким образом, суд полагает, что Руднев К.Д. был извещен о времени и месте судебного заседания заблаговременно и имел возможность реализовать предоставленные ему законом процессуальные права, в том числе путем направления в суд заявлений и ходатайств, пояснений по существу заявленных требований.

 

Вместе с тем в срок, указанный в определении судьи от 13 марта 2014 года, Руднев К.Д. никаких возражений, доказательств своих возражений по существу заявленных прокурором Новосибирской области требований, каких-либо иных заявлений и ходатайств, в суд не представил, что также не оспаривалось в судебном заседании.

 

Копии приложенных к заявлению прокурора Новосибирской области документов были получены Рудневым К.Д. лично 02 апреля 2014 года, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела (л.д.192), при этом суд принимает во внимание, что копии приложенных к заявлению прокурора Новосибирской области документов взяты из материалов уголовного дела, в рамках которого Руднев К.Д. являлся подсудимым в период с 27 июня 2011 года по 07 февраля 2013 года и, реализовывая предоставленные ему процессуальные права, знакомился с данными документами, в том числе в порядке статьи 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что подтвердил в судебном заседании представитель Руднева К.Д. адвокат Нижинский А.Л., осуществлявший защиту Руднева К.Д. в рамках производства по уголовному делу.

 

Однако, каких-либо возражений по существу заявленных требований и после получения 02 апреля 2014 года копий документов, Руднев К.Д. в суд не представил, хотя, как полагает суд, имел такую возможность но, реализуя свои процессуальные права, до рассмотрения дела по существу в нарушение требований определения судьи от 13 марта 2014 года, каких-либо возражений не представил, ходатайств не заявлял.

 

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что Рудневу К.Д. была предоставлена возможность реализовать процессуальные права, предусмотренные статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также иные процессуальные права. При этом, как следует из материалов дела, Рудневым К.Д. была 19 декабря 2013 года выдана нотариально удостоверенная доверенность на представление его интересов и ведение гражданских, административных и уголовных дел во всех судебных учреждениях Сазоновой Т.Г., являющейся также его супругой согласно предоставленного суду свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем возражения как самого Руднева К.Д., так и его представителей в судебном заседании о необходимости предоставления времени для подготовки правовой позиции по делу, отложении слушания дела по данным основаниям, суд полагал необоснованными и в удовлетворении ходатайств было отказано за отсутствием к тому правовых оснований.

 

Суд также не усматривает при рассмотрении ходатайств об отложении дела слушанием нарушений процессуальных прав Руднева К.Д. тем, что соглашение с представителем – адвокатом Тереховым К.Д. было заключено лишь 08 апреля 2014 года, поскольку предоставленные законом процессуальные права лицами, участвующими в деле, должны реализовываться добросовестно, и Руднев К.Д. с момента получения копии искового заявления прокурора Новосибирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела на 09 апреля 2014 года, имел возможность реализовать свои процессуальные права, в том числе и на участие в деле представителя – профессионального адвоката, однако вплоть до рассмотрения дела по существу никаких ходатайств как Рудневым К.Д., так и его представителями, в том числе Сазоновой Т.Г., заявлено не было. Также суд принимает во внимание, что в судебное заседание в качестве представителя Рудневым К.Д. был направлен адвокат Нижинский А.Л., осуществлявший защиту Руднева К.Д. при рассмотрении уголовного дела, приговор по которому указан прокурором Новосибирской области в обоснование заявленных требований о запрете деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы», однако, 10 апреля 2014 года после перерыва в судебном заседаний данный представитель не явился.

 

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, суд полагает, что Руднев К.Д., добросовестно реализуя предоставленные ему процессуальные права, имел объективную возможность знакомиться с материалам дела, в том числе через представителя, изложить свою позицию по существу заявленных требований и заблаговременно довести ее до суда.

 

Как следует из материалов дела и представленных доказательств, в обоснование заявленных требований о запрете деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы», прокурором Новосибирской области представлен приговор N районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-61), оставленный без изменения апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.62-91), согласно которого Руднев К.Д. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 239, частью 1 статьи 30 и пункта «г» части 3 статьи 228.1, части 1 статьи 132, части 1 статьи 131, части 1 статьи 131 УК РФ.

 

Данным приговором установлено, что Руднев К.Д. в 1989 году в г. Новосибирске создал религиозное объединение (секту), одно из названий которой «Ашрам Шамбалы», деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей, и с указанного времени по сентябрь 2010 года осуществлял руководство этим религиозным объединением (сектой). Желая придать создаваемому и руководимому им религиозному объединению (секте) индивидуальный признак, отличающий его от иных религиозных объединений, дал указанному объединению название «Ашрам Шамбалы». Вместе с данным названием в деятельности этого религиозного объединения (секты) использовались и иные названия: «Путь к счастью», «Путь в Беловодье», Алтайский «Ашрам Шамбалы», «Школа богинь», Академия оккультных наук.

 

В основу своего религиозного учения, содержащего извлечения из буддизма, индуизма, шаманизма, мистических восточных учений, а также индийского учения – йога, Руднев К.Д. заложил отрицание общепринятых ценностей морали и нравственности, а именно отрицание семьи как института общества, необходимости рождения и воспитания детей, крайне негативное отношение к матери, как к причине проблем и неудач.

 

Также в своем учении Руднев К.Д. пропагандировал отказ от исполнения гражданских обязанностей по уходу и воспитанию детей, уходу за престарелыми родителями, прохождения военной и альтернативной гражданской службы, семейной жизни, получения среднего и высшего профессионального образования, работы, разрыв отношений с близкими родственниками.

 

Руднев К.Д. лично, под прикрытием обучения йогой, проводил занятия и семинары на платной основе в жилых помещениях (квартирах, индивидуальных домах) помещениях общественного посещения (Дворцах культуры), пропагандируя свое религиозное учение среди неопределенного круга лиц, их посещавших, тем самым вовлекая их в создаваемое религиозное объединение (секту) и побуждая к отказу от исполнения своих гражданских обязанностей.

 

На этих занятиях Руднев К.Д. распространял среди неопределенного круга лиц написанную им же и изданную книгу «Путь дурака», в которой он описал основы своего религиозного учения, а также пропагандировал отказ от исполнения гражданских обязанностей.

 

В ходе этих занятий проводился отбор лиц, потенциально подходящих по своим психологическим качествам в члены религиозного объединения, а также имеющих проблемы в личной и семейной жизни, во взаимоотношениях с родителями.

 

В дальнейшем среди отобранных лиц проводилась активная пропаганда религиозного учения, разработанного Рудневым К.Д., с побуждением их к отказу от исполнения своих гражданских обязанностей, в частности от ухода и воспитания за детьми, ухода за престарелыми родителями, прохождения военной и альтернативной гражданской службы, а также к асоциальному поведению, выражающемуся в отказе от семейной жизни, получения среднего и высшего профессионального образования, работы и разрыве родственных связей с родителями.

 

После принятия религиозного учения и образа жизни участника религиозного объединения (секты) «Ашрам Шамбалы», вовлеченные лица, получив статус «адепта» или «садхака» направлялись указанными неустановленными лицами в жилые помещения, так называемые «Преддверия Ашрама», расположенные на территориях разных субъектов Российской Федерации.

 

В период нахождения их в «Преддвериях Ашрама» для подавления волеизъявления и подчинения своим желаниям и воле, на них оказывалось психическое и психологическое насилие в виде специальных методов агрессивного внешнего воздействия на их психику, специально разработанных Рудневым К.Д., а именно:

 

  1. Установление контроля над временем «адептов» и «садхаков», в частности, над временем на размышления, а также с ограничением времени на сон. В «Преддвериях Ашрама» был введен жесткий режим проживания, наполненный физическими упражнениями и медитацией, не оставляющий «адептам» и «садхакам» времени на уединение и размышление.
  2. Установление контроля за жизненной средой и общением «адептов» и «садхаков», помещение их в психологически и физически замкнутую среду, лишая при этом их возможности внешнего общения, путем изъятия средств сотовой связи, и возможности покинуть указанные помещения, путем изъятия наличных денежных средств.
  3. Создание у них ощущения беспомощности, при одновременном обеспечении примерами, демонстрирующими новое поведение, которое стремился выработать руководитель религиозного объединения (секты) Руднев К.Д.
  4. Установление высоких требований чистоты поведения и мыслей, т.е. установления заведомо невыполнимых стандартов поведения, что способствовало созданию комплекса вины и стыда у «адептов» и «садхаков», при этом независимо от того, какие усилия они прикладывали для обеспечения требуемого поведения.
  5. Применение культа исповеди, предполагающего разрушение границ личности «адептов» и «садхаков», и предписывающего их делиться и признаваться в любой мысли, чувстве и действии, которые можно заподозрить в несоответствии требованиям, предъявляемым в религиозном объединении (секте).
  6. Манипулирование их сознанием путем вознаграждений, наказаний, практических действий с целью подавления прежнего социального поведения, а также использование измененного состояния сознания для манипуляций их жизненным опытом.
  7. Мистическое манипулирование сознанием «адептов» и «садхаков», заключающееся в применении в отношении них специальной технологии планирования случаев, демонстрирующих внешне спонтанные и «сверхъестественные» события, а также использование практик, приводящих к эффекту галлюцинаций, которые могут быть интерпретированы в мистическом смысле.
  8. Создание плотно и тщательно контролируемой системы, в рамках которой всех, кто отступает от взглядов, религиозного учения религиозного объединения (секты), заставляют чувствовать свою «врожденную неполноценность», а также ведение пропаганды идеи «все, кто не в секте, – «мыши», недочеловеки», формировании фобий – «если уйдешь из секты, то опустишься, заболеешь и умрешь».
  9. Исповедование веры в абсолютную истинность религиозного учения указанного объединения (секты), не оставляющей места для вопросов и альтернативных точек зрения.
  10. Навязывание религиозного учения объединения (секты) в противовес опыту, сознанию и целостности личности.
  11. Содержание «адептов» и «садхаков» в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем.
  12. Создание внутри религиозного объединения (секты) «Ашрам Шамбалы» своего собственного языка и широкое применение среди «адептов» и «садхаков» жаргона указанного объединения (секты).

 

Данные методы активно применялись в отношении вовлекаемых лиц в совокупности с принуждением их к изнурительным физическим упражнениям и внушения культа личности Руднева К.Д.

 

Результатом применения указанных методов явились формирование у вовлекаемых лиц стойкой психологической зависимости от Руднева К.Д. и от окружения в религиозном объединении (секте) «Ашрам Шамбалы», страха перед социальными связями и отношениями вне указанного объединения (секты), а также контроль за действиями и волеизъявлением «адептов» и «садхаков», их подчинению его воле и желаниям и длительному удержанию их в религиозном объединении (секте) «Ашрам Шамбалы».

 

Одновременно с этим, применяя указанные методы, Руднев К.Д. добивался контроля над действиями и волеизъявлением лиц женского пола, вовлеченных в религиозное объединение (секту) «Ашрам Шамбалы», намереваясь в дальнейшем вступать с ними в половые отношения.

 

Также вышеуказанным приговором суда установлено, что созданное и руководимое Рудневым К.Д. религиозное объединение «Ашрам Шамбалы» представляло собой псевдотантрическую неоязыческую тоталитарную секту с деструктивным культом и имело следующие признаки:

 

  • Наличие в религиозном объединении (секте) «Ашрам Шамбалы» учения, разработанного Рудневым К.Д., распространяемого среди участников указанного объединения (секты) и содержащего элементы, заимствованные из тантрического индуизма, хатха- и раджа-йоги, тантрического и дзен-буддизма, славянского язычества и шаманизма, а также с использованием религиозно-философских и оккультных идей Рерихов, Е. Блаватской, К. Кастанеды, Шри Ауробиндо, Ошо, Г. Гурджиева и П. Успенского.
  • Наличие культа личности Руднева К.Д., насаждаемого среди вовлекаемых и вовлеченных лиц в религиозное объединение (секту) «Ашрам Шамбалы», якобы наделенного «божественной силой и знаниями» и имеющего «божественный» статус.
  • Полного и безусловного подчинения Рудневу К.Д., выполнения всех его поручений и указаний и посвящения себя служению последнему.
  • Организованность его участников, выразившаяся в наличии единого руководства со стороны Руднева К.Д., в единой территории и сфере преступной деятельности, в четком распределении ролей и функций каждого его участника; в планировании деятельности организации в целом и каждого преступления в отдельности; в четкой и отлаженной системе применения в отношении лиц, вовлекаемых в объединение (секту) психологического насилия; в сборе и концентрации у руководителя объединения (секты) «Ашрам Шамбалы» Руднева К.Д. денежных средств, полученных от преступной деятельности; наличие в религиозном объединении единых правил поведения, несоблюдение которых повлекло для его участников негативные последствия от принуждения к изнурительным физическим упражнениям до исключения из объединения (секты).
  • Строгая иерархичность, выражавшаяся в том, что во главе этого объединения находился Руднев К.Д., взявший духовные имена «Шри АватарМуни», «Богомудр Алтай Каган» и «Гуру Сотиданандана», являвшийся единственным руководителем, якобы, наделенным «божественными знанием и силой».
  • На нижестоящей ступени находились неустановленные участники религиозного объединения (секты) «Ашрам Шамбалы», так называемые «жрецы», «жрицы» и «наставники», наделенные Рудневым К.Д. правом проводить занятия, семинары и осуществлять действия по вовлечению неопределенного круга лиц в это объединение (секту).
  • В конце иерархической системы находились, вовлеченные в объединение (секту) лица, так называемые «адепты» и «садхаки», выполняющие всю хозяйственную работу, обслуживающие Руднева К.Д. и приближенных к нему лиц, участвующие в религиозных обрядах и выполняющие разные поручения Руднева К.Д.
  • Наличие широкой и разветвленной сети региональных филиалов (отделений) указанного религиозного объединения (секты) «Ашрам Шамбалы», действующих на территории различных субъектов Российской Федерации, руководство которыми осуществляли члены объединения (секты), наделенные Рудневым К.Д. правом проводить занятия, семинары и организовывать работу по вовлечению иных лиц в деятельность религиозного объединения (секты) «Ашрам Шамбалы».
  • Сплоченность и устойчивость, выразившейся в длительности существования религиозного объединения (секты) «Ашрам Шамбалы», т.е. с 1989 года, в стабильности наличия у него одного руководителя в лице Руднева К.Д. и руководителей среднего звена, у которых имелся единый общий умысел на совершение преступлений против личности, а также в тесном взаимодействии участников религиозного объединения (секты) друг с другом, согласно ранее распределенным Рудневым К.Д. ролям и функциям.
  • Наличие единой финансовой и материальной базы религиозного объединения (секты) «Ашрам Шамбалы», выразившейся в концентрации всех полученных от проведения занятий и семинаров, продажи литературы, музыкальных произведений и предметов религиозного культа объединения (секты) у руководителя этого объединения (секты) Руднева К.Д., которые он единолично, а также совместно с руководителями среднего звена, с так называемыми «жрецами» и «жрицами», распределял между ними в зависимости от их личного вклада в деятельность объединения (секты), а также на приобретение объектов недвижимости и дорогостоящих автомобилей иностранного производства.

 

Из широкого круга лиц, вовлеченных в религиозную группу «Ашрам Шамбалы», установлены БВГ, ГАБ, ДАС, ЕТА, ИОГ, ПВН, ЖАИ, ВАМ, БВС, ЕСС, КЮО, КВВ, САВ, ГВВ, которые в результате участия в религиозной группе отказались от исполнения гражданских обязанностей, разрушили семейные и родственные отношения, прекратили обучаться в средних и высших специальных учебных заведениях, оказались социально дезадаптированными.

 

Так, ИОГ отказалась от заботы и помощи своей матери ИВП, которая в силу здоровья и возраста нуждается в них; БВС – перестала заботиться о своих несовершеннолетних детях. От воздействия учения «Ашрам Шамбалы» у САВ ухудшилось психическое состояние, нанесен ущерб психическому здоровью БВС и ГАБ.

 

В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

 

Согласно вышеуказанному приговору, вступившему в законную силу, действия Руднева К.Д. по эпизоду создания религиозного объединения квалифицированы судом по части 1 статьи 239 УК РФ, как создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами и с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а равно руководство таким объединением, при этом то обстоятельство, что Руднев К.Д. данным приговором освобожден от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности, не влияет на преюдициальность установленных приговором фактов. Действия Руднева К.Д. в отношении потерпевшей ВАМ по эпизоду конец июня начало июля 2007 года, квалифицированы судом по части 1 статьи 131 УК РФ, по эпизоду с 25 декабря 2007 года по апрель 2008 года по части 1 статьи 131 УК РФ, как изнасилование, т.е. половое сношение с применением насилия к потерпевшей и использованием беспомощного состояния потерпевшей. Кроме того, действия Руднева К.Д. в отношении потерпевшей ВАМ по эпизоду с 25 декабря 2007 года по апрель 2008 года суд также квалифицировал по части 1 статьи 132 УК РФ как насильственные действия сексуального характера, т.е. иные действия сексуального характера, с применением насилия к потерпевшей и использованием беспомощного состояния потерпевшей. Помимо этого действия Руднева К.Д. суд квалифицировал по части 1 статьи 30 – пункт «г» части 3 статьи 228.1 УК РФ как приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере, не доведенному до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (в редакции Федерального закона от 27.02.2009 №215-ФЗ).

 

Объективную сторону преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 239 УК РФ, образует создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением.

 

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что вступившим в законную силу приговором N районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Руднев К.Д. создал и являлся руководителем религиозного объединения «Ашрам Шамбалы», деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, и данные обстоятельства в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются преюдициальными и обязательны для суда, поскольку в рамках данного производства разрешается вопрос о гражданско-правовых последствиях действий Руднева К.Д., создавшего и руководившего религиозной группой «Ашрам Шамбалы», о запрете деятельности которой ставится вопрос прокурором Новосибирской области.

 

В силу изложенного доводы Руднева К.Д. и его представителя адвоката Терехова В.И., что не имеется доказательств, что группа «Ашрам Шамбалы» является религиозной, что ее создал и руководил ею Руднев К.Д., состоятельными признаны быть не могут.

 

Суд полагает, что представленные копия заключения комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ № амбулаторной судебной комплексной сексолого-психолого-психиатрической экспертизы в отношении ВАМ (л.д.92-104), копия заключения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении САВ (л.д.105-117), копия заключения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ГАБ (л.д.118-127), копия заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении БВС (л.д.128-132), копия экспертного заключения по проведенному исследования объяснений АГР, ВАМ, ЖАИ о деятельности общины «Ашрам Шамбалы» (л.д.133-136), экспертное заключение по проведенному исследованию печатных изданий, распространяемых и используемых общиной «Ашрам Шамбалы» (л.д.137-147), копия религиоведческой судебной экспертизы аудио и видео-носителей (которые содержат материалы религиозной направленности) из уголовного дела № по факту деятельности организации «Ашрам Шамбалы» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.148-152), копия религиоведческого заключения специалиста по материалам уголовного дела № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.153-163), копия заключения по психиолого-психиатрическому исследованию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.164-175) являются письменными допустимыми доказательствами по данному делу, поскольку получены в ходе совершения процессуальных действий надлежащими должностными лицами в порядке уголовного судопроизводства.

 

Исходя из установленных обстоятельств, в том числе вступившим в законную силу приговором суда, религиозное объединение «Ашрам Шамбалы» в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» является религиозной группой.

 

При этом вышеуказанным приговором также установлено, что деятельность данной религиозной группы была сопряжена с насилием над гражданами и с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

 

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что установлены основания для запрета деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы», в том числе приговором N районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, как о том заявлено прокурором Новосибирской области, предусмотренные пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», поскольку деятельность религиозной группы «Ашрам Шамбалы» связана с принуждением к разрушению семьи, посягательством на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, побуждением граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей.

 

При этом суд принимает во внимание правовую позицию Европейского Суда, изложенную в Постановлении от 10.06.2010 по делу «Свидетели Иеговы» в Москве и другие (Jenovah’s Witnesses of Moscow and others) против Российской Федерации» (жалоба № 302/02) §§ 99, 107, 119, согласно которой в соответствии со статьей 9 Конвенции, свобода мысли, совести и религии является одной из основ «демократического общества» в значении Конвенции… Плюрализм неотделим от демократического общества, которое дорогой ценой создавалось столетиями, и зависит от него (см. Постановление Европейского Суда по делу «Церковь Бессарабии и другие против Молдавии» (Metropolitan Church of Bessarabia and Others v. Moldova), жалоба № 45701/99, § 114, ECHR 2001-XII). Поскольку религиозные общины традиционно существуют в форме организованных структур, статья 9 Конвенции подлежит толкованию в свете статьи 11 Конвенции, которая гарантирует общинную жизнь от неоправданного государственного вмешательства. С этой точки зрения право верующих на свободу вероисповедания, которое включает право исповедовать свою религию совместно с другими, охватывает ожидание того, что верующим будет позволено свободно собираться в отсутствие произвольного государственного вмешательства.

 

Европейский Суд отмечает, что государства вправе проверять, осуществляет ли движение или объединение деятельность, вредную для населения или общественной безопасности под видом преследования религиозных целей (Постановление Европейского Суда по делу «Церковь Бессарабии и другие против Молдавии», § 113; Постановление Европейского Суда по делу «Станков и Объединенная македонская организация «Илинден» против Болгарии» (Stankov and United Macedonian Organisation Ilinden v. Bulgaria), жалобы № 29221/95 и 29225/95, § 84, ECHR 2001-IX). Имеющаяся у государства обязанность нейтральности и беспристрастности запрещает оценивать законность религиозных убеждений или способов выражения или исповедования этих убеждений (Постановление Большой Палаты по делу «Лейла Шахин против Турции», § 107; Постановление Большой Палаты по делу «Хасан и Чауш против Болгарии», § 78)…. Вмешательство может быть оправданным с учетом пункта 2 статьи 9 Конвенции, если такой выбор идет вразрез с важнейшими принципами, лежащими в основе Конвенции или если такой выбор навязан верующим путем применения силы или принуждения, против их воли.

 

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что вмешательство в деятельность религиозной группы «Ашрам Шамбалы» путем запрета ее деятельности, как санкции за нарушение норм действующего российского законодательства, поскольку данные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу приговором суда и в силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации обязательны для суда, соразмерно, обоснованно и оправдано, поскольку деятельность религиозной группы, как указано выше, сопряжена с насилием над гражданами и с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, принуждением к разрушению семьи, посягательством на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан.

 

Доводы Руднева К.Д., а также его представителей, что прокурором не представлено допустимых, достоверных доказательств, подтверждающих установленные законом основания для запрета деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы» обоснованными признаны быть не могут, поскольку направлены на переоценку установленных вступившим в законную силу приговором суда обстоятельств и доказательств. При этом непосредственно в судебном заседании Руднев К.Д. пояснил, что полагает обстоятельства, установленные приговором суда, исследованы неполно, не был допрошен ряд свидетелей, потерпевших, что, по мнению суда, направлено также на переоценку установленных вступившим в законную силу приговором суда обстоятельств и исследованных в рамках производства по уголовному делу доказательств.

 

Также, как полагает суд, доводы Руднева К.Д. и его представителей, что с ДД.ММ.ГГГГ он находится под стражей и в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы, не влияют на выводы суда в части наличия оснований для запрета деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы» с учетом установленных по делу обстоятельств.

 

Доводы представителя Руднева К.Д. адвоката Терехова К.И. о необоснованности инкорпорации материалов уголовного дела в гражданское судопроизводство несостоятельны в силу вышеизложенного и, как полагает суд, основаны на неверном толковании норм процессуального права.

 

Доводы представителя Руднева К.Д. адвоката Терехова К.И. о том, что Руднев К.Д. состоит в зарегистрированном браке, в связи с чем не может быть признан обоснованным довод заявления прокурора Новосибирской области, что Руднев К.Д. проповедовал понуждение к разрушению семьи, в силу изложенного также состоятельным признан быть не может.

 

По существу доводы возражений Руднева К.Д. и его представителей сводятся к не исследованности обстоятельств дела, необоснованности принятия в качестве доказательств вступившего в законную силу приговора суда и доказательств, полученных в рамках рассмотрения данного дела и положенных в основу приговора суда, однако, принимая во внимание вышеизложенное, положения части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данные доводы состоятельными признать нельзя и они подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.

 

Поскольку юридически значимые обстоятельства по данному делу – основания, установленные для запрета деятельности религиозного объединения, в данном случае – религиозной группы «Ашрам Шамбалы», абзацами 6, 7, 8, 13 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлены, в том числе, вступившим в законную силу приговором N районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, заявление прокурора Новосибирской области о запрете деятельности религиозной группы «Ашрам Шамбалы» подлежит удовлетворению в полном объеме.

 

На основании изложенного руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

решил:

 

Заявление прокурора Новосибирской области удовлетворить.

 

Запретить деятельность религиозной группы «Ашрам Шамбала».

 

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

 

Председательствующий /подпись/ Быкова В.Б.

РЕШЕНИЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 20 мая 2014 года

Судья Быкова В.Б.

 

Loading...

Читайте также:

“Академия женской мудрости Альма” – ширма для завлечения в секту

Превзойти саентологов: секта «Ашрам Шамбалы» и ее методы расправы над критиками культа

Клеветой и травлей: сектантские методы давления на журналистов

Константин Руднев, истинное лицо “Благодетеля Калки”

“Ашрам Шамбали”, заборонена секта Костянтина Руднєва в Україні (відео)

Влюблена в Калки: как нам навязывают ложный образ Константина Руднева (секта “Ашрам Шамбалы”)

Могут ли 11 лет колонии исправить изувера Константина Руднева? (“Ашрам Шамбалы” – фото, видео, документы) 18+

Инструкция по вербовке в секту (на примере “Ашрама Шамбалы”)

Как избавиться от критиков культа: инструкция секты “Ашрам Шамбалы”